Госдума внесла окончательные изменения в 18 законопроектов о рынке доступного жилья: суть поправок

Механизм приобретения квартир в новостройках в нашей стране пока не отлажен. Отдать необходимое количество денег продавцу и начать спокойно жить в новой квартире, пожалуй, еще никому не удавалось. Прежде чем стать полноправным собственником квадратных метров, приходится преодолеть ряд испытаний.


10 июля на последнем заседании весенней сессии 2004 годаГосударственная Дума ФС РФприняла во втором чтении законопроекты, направленные на формирование рынка доступного жилья. Планировалось, что депутаты рассмотрят 19 законопроектов пакета (весь пакет состоит из 27 документов), однако из повестки дня исключили проект ФЗ "Об инвестиционных соглашениях в сфере деятельности по оказанию коммунальных услуг".
Напомним, что второе чтение предполагает принятие поправок в концепции документов, одобренных в первом чтении. В последнем, третьем чтении законопроекты принимаются или не принимаются на основании правовой и лингвистической экспертизы их содержания. Как правило, на данном этапе включение новых поправок в законопроекты исключается.
Суть поправок, одобренных депутатами во втором чтении.

Поправки в Гражданский процессуальный кодекс РФ

Поправки касаются части первой статьи 446 Кодекса в части возможности погашения задолженности в связи с неисполнением обязательств по содержанию общего имущества многоквартирного дома и (или) оплате коммунальных услуг. Указанная статья ГПК РФ определяет виды имущества, принадлежащего гражданину-должнику на праве собственности, на которое не может быть обращено взыскание по исполнительным документам. Согласно концепции изменений в ГПК РФ, одобренной Госдумой в первом чтении, взыскание не может быть обращено, "за исключением случаев, когда указанное имущество является предметом ипотеки и порядок обращения взыскания на него урегулирован федеральным законодательством об ипотеке". При рассмотрении поправки во втором чтении формулировку уточнили: речь идет исключительно об имуществе, перечисленном в ст. 446 ГПК РФ, а взыскание может быть обращено в соответствии с законодательством об ипотеке (необязательно федеральном). Данная поправка принадлежит Председателю Комитета ГД по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству РФ Павлу Крашенинникову ("Единая Россия").
Члены нижней палаты российского парламента отклонили поправку независимого депутата Галины Хованской и депутата от "Единой России" Петра Шелища. Поправка предполагала возможность подобного взыскания не только в соответствии с законодательством об ипотеке, но и при наличии судебного решения об обращении взыскания на имущество гражданина-должника по его обязательствам по содержанию общего имущества дома и оплате коммунальных услуг".

Поправки в ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)"

Согласно ст. 10 нынешней редакции закона, договор об ипотеке должен быть нотариально удостоверен и подлежит государственной регистрации. При рассмотрении концепции поправок в первом чтении, норма о необходимости нотариального удостоверения была исключена. В окончательном варианте, одобренном депутатами во втором чтении, говорится о том, что договор об ипотеке "заключается в письменной форме и подлежит государственной регистрации". Таким образом, депутаты формально отстраняют нотариальные конторы от участия в ипотечных отношениях, оставляя институт "государственной регистрации". Договор может быть нотариально удостоверен, но принцип долженствования исключается.
В принятых в окончательном варианте Думой изменениях, должник по обеспеченному ипотекой обязательству, залогодатель и законный владелец закладной по соглашению могут изменить ранее установленные условия закладной без каких-либо оговорок (оговорки предполагаются в нынешней редакции закона). Помимо этого, в изменениях говорится, что "государственная регистрация соглашения об изменении содержания закладной должна быть осуществлена в течение одного дня с момента обращения заявителя в орган, осуществляющий государственную регистрацию ипотеки. Плата за государственную регистрацию такого соглашения не взимается". Перечисленные нормы отсутствуют в нынешней редакции закона "Об ипотеке (залоге недвижимости)".
Депутаты дополняют пункт 1 ст. 20 действующего ФЗ. В ней, в частности, говорится, что "государственная регистрация ипотеки осуществляется на основании заявления залогодателя". В тексте изменений к первому чтению формулировка была скорректирована: "на основании совместного заявления залогодателя и залогодержателя". Такая же редакция сохранилась после второго чтения в Государственной Думе, но в пункт статьи добавили норму о возможности нотариального удостоверения договора об ипотеке. "Государственная регистрация ипотеки, возникающей в силу нотариально удостоверенного договора об ипотеке, осуществляется на основании заявления залогодателя или залогодержателя".
После прохождения законопроекта второго чтения, появляется совершенно новая поправка, одобренная депутатами. Согласно ей, "заявление о государственной регистрации залога недвижимого имущества, обеспечивающего требования, составляющие ипотечное покрытие, доля в праве общей собственности на которое удостоверяется ипотечным сертификатом участия, представляется управляющим ипотечным покрытием". К тому же устанавливается, что на государственную регистрацию залога недвижимого имущества помимо иных необходимых документов предоставляются: лицензия управляющего ипотечным покрытием (подлинник или нотариально удостоверенная копия), а также правила доверительного управления ипотечным покрытием.
Депутаты регламентируют сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, чего не было как в нынешней редакции закона, так и в варианте поправок, подготовленных к первому чтению. В Реестре, в частности, должно указываться, что залогодержателями указанного недвижимого имущества являются владельцы ипотечных сертификатов участия, данные о которых устанавливаются на основании данных лицевых счетов и счетов депо в реестре владельцев ипотечных сертификатов участия. В нем также указывается, индивидуальное обозначение, идентифицирующее ипотечные сертификаты участия, в интересах владельцев которых осуществляется доверительное управление таким ипотечным покрытием. В случае же включения в состав ипотечного покрытия требования, удостоверенного закладной, государственная регистрация залога недвижимого имущества, обеспечивающего данное требование, осуществляется по требованию управляющего ипотечным покрытием.
Поправки депутатов принципиально меняют ст. 62 Федерального закона, в которой говорится об ипотеке земельного участка, на котором имеются здания или сооружения, принадлежащие залогодателю. Теперь "если договором об ипотеке не предусмотрено иное, при ипотеке земельного участка право залога распространяется также на находящееся или строящееся на этом участке здание или сооружение залогодателя". В нынешней редакции норма составлена от обратного: право залога не распространяется, если договором не предусмотрено иное. Помимо этого, "если соответствующий земельный участок взят в аренду, возникает ипотека в силу закона на право аренды, если иное не установлено федеральным законом или договором аренды. Залогодержателем по данному залогу является банк или иная кредитная организация либо другое юридическое лицо, предоставившие кредит или целевой заем на приобретение земельного участка или права аренды земельного участка".
Ст. 76 действующей редакции закона "Об ипотеке (залоге недвижимости)" гласит: "При предоставлении кредита для сооружения жилого дома договором об ипотеке может быть предусмотрено обеспечение обязательства незавершенным строительством и принадлежащими залогодателю материалами и оборудованием, которые заготовлены для строительства". В результате обсуждения в Государственной Думе вице-спикер палаты Георгий Боос ("Единая Россия") и представитель Президента в ГД Сергей Круглик сошлись во мнении, что целесообразно сохранить дополнение к ст. 76, одобренное еще в первом чтении. Чтобы не создавать новых объектов недвижимости. Таким образом, к указанной статье ФЗ добавляется: "По завершению строительства жилого дома ипотека на него не прекращается".
По предложению Председателя Комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам Владислава Резника ("Единая Россия"), депутаты включили поправки в ФЗ "Об организации страхового дела в Российской Федерации" в ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)". В поправках говорится, что страховым случаем по договору ипотечного страхования является случай, когда сумма денежных средств, вырученная от реализации предмета ипотеки, является недостаточной для удовлетворения требований кредитора. Устанавливается, что при осуществлении ипотечного страхования страховая сумма не может превышать 20 % от страховой стоимости недвижимости, являющейся предметом ипотеки. Страховая премия при осуществлении договора ипотечного страхования уплачивается единовременно (без рассрочки) в сроки, установленные сторонами договора ипотечного страхования, а при досрочном отказе страхователя от договора - уплаченная страховщику страховая премия возврату не подлежит.

Поправки в проект ФЗ "О кредитных историях"

Ко второму чтению на данный законопроект поступило больше всего поправок - 125. 98 из них Комитет по кредитным организациям и рынкам ГД РФ рекомендовал к принятию, 27 - к отклонению.
Часть поправок, одобренных депутатами во втором чтении, направлена на уточнение понятийного аппарата законопроекта. В частности, члены нижней палаты приняли поправку Павла Медведева ("Единая Россия"), как он сказал, "согласованную с ЦБ РФ", которая устанавливает, что Центральный каталог кредитных историй - это "структурное подразделение ЦБ", а не база данных, как предполагалось ранее. По мнению большинства депутатов, такое определение правильно, поскольку доступ к "базе ЦБ" предполагает непосредственное общение с руководством Банка, что весьма затруднительно и будет тормозить процесс. Депутаты не согласились с мнением коллеги Михаила Задорнова (независимый депутат) о том, что определение "Центральный каталог - это структурное подразделение" звучит "немного странно чисто лингвистически".
Согласно принятым поправкам, кредитные истории физических лиц будут включать в себя, помимо всего прочего, страховой номер индивидуального лицевого счета, указанный в страховом свидетельстве обязательного пенсионного страхования. А также данные паспорта или иного документа, удостоверяющего личность. Дополнена статья об основной части кредитной истории: она может содержать информацию о фактах рассмотрения судом, арбитражным и/или третейским судом споров по договору займа (кредита) и содержании резолютивных частей судебных актов, вступивших в законную силу за исключением информации, входящей в состав дополнительной (закрытой части) кредитной истории. Основная часть кредитной истории может также включать в себя и "иную информацию, официально полученную из государственных органов". Согласно одобренным поправкам, отсутствующим в первоначальном варианте законопроекта, сведения о реорганизации юридического лица включают в себя: полное и сокращенное (если имеется) наименование реорганизованного юридического лица (в том числе фирменное), наименование на одном из языков народов РФ и (или) иностранном. Помимо этого: единый государственный регистрационный номер реорганизованного юридического лица и код ОКПО (индивидуальный код по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций).
Основная часть кредитной истории может включать в себя индивидуальный рейтинг заемщика, рассчитанный на основании методик, утвержденных соответствующим бюро кредитных историй. В состав кредитной истории подлежит включению информация о любых изменениях данных, входящих в состав кредитной истории. Предоставление займодавцами (кредиторами) информации в бюро кредитных историй производится в срок, предусмотренный соответствующим договором, но не более чем в течение десяти дней со дня совершения действия (сначала предполагалось установить только десятидневный срок). "Информация в бюро кредитных историй представляется в форме электронного документа".
В окончательном варианте законопроекта, одобренного Государственной Думой, говорится, что "предоставление кредитного отчета пользователю кредитной истории осуществляется бюро кредитных историй на основании договора об оказании информационных услуг, заключаемого между пользователем кредитной истории и бюро кредитных историй. Физические лица, за исключением индивидуальных предпринимателей, имеют право на получение кредитного отчета, только если они являются субъектом соответствующих кредитных историй, по которым запрашивается кредитный отчет". Основная часть кредитной истории, согласно принятой поправке, раскрывается только на основании запроса, содержащего полную информацию о субъекте запрашиваемой кредитной истории из титульной части кредитной истории.
Согласно первоначальному варианту документа, "основная часть кредитной истории раскрывается пользователю кредитной истории с письменного разрешения субъекта кредитной истории. Разрешение должно содержать наименование пользователя кредитной истории и срок действия разрешения". После второго чтения данная норма меняется. Теперь "разрешение, полученное пользователем кредитной истории, действует в течение месяца со дня его оформления. Разрешение, полученное кредитной организацией, сохраняет силу в течение всего срока действия договора займа (кредита), заключенного с соответствующим субъектом кредитной истории в течение указанного срока. "Бюро кредитных историй имеет право в любое время запросить у пользователя кредитной истории подлинный экземпляр разрешения субъекта кредитной истории на получение основной части кредитной истории", - говорится в тексте законопроекта.
Устанавливается, что о результатах рассмотрения заявления субъекта кредитной истории о внесении изменений и (или) дополнений бюро кредитных историй обязано письменно сообщить субъекту кредитной истории по истечении 30 дней с момента его получения. Отказ в удовлетворении заявления должен быть мотивирован. В поправках к законопроекту, принятых Думой во втором чтении, подробно прописаны механизмы ликвидации и реорганизации бюро кредитных историй, чего не было ранее. Согласно им, бюро кредитных историй имеет право приостановить получение информации от источников формирования кредитных историй и/или предоставление кредитных отчетов на период проведения реорганизационных или ликвидационных процедур. В этом случае бюро кредитных историй обязано в течение трех рабочих дней со дня принятия данного решения уведомить об этом источников формирования кредитных историй, а также разместить соответствующую информацию в общефедеральном печатном СМИ и в местном печатном СМИ по месту нахождения ликвидированного (реорганизованного) бюро.
В поправках устанавливается, что в случае реорганизации бюро кредитных историй правопреемник обязан в течение 10 (а не 30, как в первоначальном варианте) рабочих дней с момента получения кредитных историй уведомить об этом источники формирования передаваемых кредитных историй. Он также обязан разместить соответствующую информацию в общефедеральном печатном СМИ и в местном печатном СМИ по месту нахождения реорганизованного бюро. Решение о проведении торгов принимается организатором торгов в случае реорганизации или добровольной ликвидации бюро - органом управления бюро кредитных историй, уполномоченным учредительными документами на принятие решения о ликвидации бюро кредитных историй, одновременно с принятием решения о реорганизации/ликвидации бюро кредитных историй. В случае же ликвидации бюро вследствие признания его несостоятельным (банкротом) - конкурсным управляющим, в течение трех рабочих дней со дня его назначения арбитражным судом. Организатор торгов в течение все тех же трех рабочих дней обязан уведомить уполномоченный государственный орган о месте, времени, объекте проводимых торгов и его начальной цене, а также разместить соответствующую информацию в СМИ (также в общефедеральном и местном).
Все кредитные истории бюро выставляются на торги единым лотом. Начальная продажная цена определяется организатором торгов. Первичные торги признаются несостоявшимися в случае, если в торгах участвовало менее двух бюро кредитных историй, а также в случае, если ни один из участников не предложил цену, превышающую начальную. При объявлении первичных торгов несостоявшимися, организатор торгов назначает повторные торги. Начальная продажная цена лота на повторных торгах, определяемая организатором торгов, не должна превышать начальную продажную цену на первичных торгах. Вторичные торги признаются состоявшимися независимо от числа бюро кредитных историй, принявших в них участие. Победителем повторных торгов признается бюро кредитных историй, предложившее наибольшую цену за выставленный на торги лот. Повторные торги признаются несостоявшимися в случае, если в торгах не приняло участия ни одно бюро кредитных историй. При объявлении повторных торгов несостоявшимися организатор торгов обязан принять решение о безвозмездной передаче кредитных историй в любое из действующих бюро. При отсутствии такой возможности информация им же передается на хранение в Центральный каталог кредитных историй.
Бюро кредитных историй, выигравшее торги, обязано в течение 10 рабочих дней со дня передачи ему кредитных историй уведомить об этом уполномоченный государственный орган, источники формирования передаваемых кредитных историй, а также опубликовать соответствующее сообщение в СМИ (аналогично: в общефедеральном и местном). Установлено, что данный Федеральный закон вступает в силу по истечении шести месяцев со дня его опубликования.
Кроме того, депутаты внесли изменения в ФЗ "О банках и банковской деятельности", дополнив его новыми абзацами. Так, "кредитная организация обязана в порядке, предусмотренным законодательством о кредитных историях, предоставлять хотя бы в одно из действующих бюро кредитных историй всю имеющуюся информацию, необходимую для формирования кредитных историй, в отношении всех заемщиков, давших согласие на ее предоставление".

Поправки в ФЗ "Об ипотечных ценных бумагах"

Погашение облигаций с ипотечным покрытием каждой очереди или выплата процентов по ним допускается только после погашения облигаций предыдущей очереди или выплаты процентов по ним в полном объеме. При этом облигации с ипотечным покрытием считаются погашенными, а проценты по ним выплаченными в случае перечисления денежных средств на банковский счет, указанный владельцем таких облигаций, выплаты владельцу указанных облигаций наличных денежных средств либо зачисления денежных средств на депозит нотариуса. Условия эмиссии таких облигаций могут содержать ограничение на общее количество выпусков облигаций, исполнение обязательств по которым обеспечиваются этим ипотечным покрытием. Нарушение эмитентом указанного ограничения является основанием для отказа в государственной регистрации выпусков облигаций с этим ипотечным покрытием.
Устанавливается, что в случае принятия арбитражным судом решения о признании организации - эмитента облигаций с ипотечным покрытием банкротом и об открытии конкурсного производства, из имущества обозначенной организации, составляющего конкурсную массу, исключается имущество, входящее в состав ипотечного покрытия, залогом которого обеспечивается исполнение обязательств по облигациям. Права (требования) кредиторов - владельцев облигаций не включаются в реестр требований кредиторов организации - эмитента этих облигаций. Владельцы облигаций вправе претендовать на удовлетворение своих требований в рамках конкурсного производства только в пределах суммы, недополученной при реализации ипотечного покрытия. Конкурсный управляющий после принятия арбитражным судом решения о признании организации - эмитента облигаций с ипотечным покрытием банкротом и об открытии конкурсного производства обязан направить регистратору требование о подготовке реестра владельцев облигаций с ипотечным покрытием. В случае выпуска облигаций с ипотечным покрытием на предъявителя с обязательным централизованным хранением - депозитарию, осуществляющему централизованное хранение облигаций. В требовании определяется дата, на которую составляется указанный реестр: не ранее 30 дней и не позднее 45 дней со дня принятия решения арбитражным судом.
На дату составления реестра номинальный держатель облигаций представляет данные о лицах, в интересах которых он владеет облигациями. Регистратор (депозитарий) обязан не позднее 10 дней с даты, на которую составляется реестр владельцев облигаций с ипотечным покрытием, обязан передать реестр конкурсному управляющему. Информация о дате, на которую формируется реестр кредиторов - владельцев облигаций с ипотечным покрытием подлежит опубликованию конкурсным управляющим в печатном периодическом издании (изданиях), указанных в решении о выпуске таких облигаций, не позднее 20 дней от даты, на которую формируется реестр. Либо, если издания не указаны, в предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве). Текущие обязательства, связанные с реализацией ипотечного покрытия, в том числе вознаграждение конкурсного управляющего, оплачиваются за счет денежных средств, входящих в состав ипотечного покрытия.
Вносятся изменения в ФЗ "О банках и банковской деятельности". Согласно им, пункт ст. 20 действующей редакции закона о том, что "задержка начала осуществления банковских операций, предусмотренных лицензией, более чем на год со дня ее выдачи" не применяется как основание для отзыва лицензии к кредитным организациям в течение первых двух лет со дня выдачи лицензии на осуществление банковских операций. Это поправка П.Медведева.
В случае принудительной ликвидации Банк России в течение 15 дней со дня отзыва лицензии на осуществление банковских операций обязан обратиться в арбитражный суд с требованием о ликвидации кредитной организации, за исключением случаев, когда к моменту отзыва указанной лицензии у кредитной организации имеются признаки несостоятельности (банкротства). В противном случае Банк России Банк России обращается в арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организации банкротом в порядке, установленном ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций". Арбитражный суд рассматривает данное заявление в течение месяца. Арбитражный суд направляет решение о ликвидации кредитной организации в Банк России и уполномоченный регистрирующий орган, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что кредитная организация находится в процессе ликвидации. Ликвидатором кредитной организации, имевшей лицензию Банка России на привлечение денежных средств граждан во вклады, является Агентство по страхованию вкладов. В ином случае арбитражным судом утверждается арбитражный управляющий.
После окончания срока, установленного для предъявления требований кредиторов кредитной организации, ликвидатор составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемой организации, перечень предъявленных требований, а также результаты их рассмотрения. Данный баланс рассматривается на собрании кредиторов и (или) на заседании комитета кредиторов, после чего подлежит согласованию с Банком России. Удовлетворение требований кредиторов начинается со дня указанного согласования. Срок ликвидации кредитной организации не может превышать 12 месяцев со дня принятия арбитражным судом решения о ликвидации. Однако указанный срок может быть продлен арбитражным судом по "обоснованному ходатайству ликвидатора". Отчет о результатах ликвидации с приложением ликвидационного баланса заслушивается на собрании кредиторов (или заседании комитета кредиторов) и утверждается арбитражным судом. Определение арбитражного суда об утверждении отчета ликвидатора последний обязан в десятидневный срок предоставить в Банк России со всеми предусмотренными документами.

Поправки в ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"

В принятых депутатами поправках, в частности, говорится, что "собственник жилого помещения, который не вправе его истребовать от добросовестного приобретателя, а также добросовестный приобретатель, от которого было истребовано жилое помещение, имеют право на разовую компенсацию за счет казны Российской Федерации". Далее уточняется. Такая компенсация выплачивается в случае, если по независящим от указанных лиц причинам в соответствии с решением суда о возмещении им вреда, причиненного в результате утраты имущества, взыскание по исполнительному документу не производилось в течение одного года со дня начала исчисления срока для предъявления этого документа к исполнению. Размер данной компенсации исчисляется из суммы, составляющей реальный ущерб, но не может превышать один миллион рублей.

Поправки в Налоговый кодекс РФ

К налоговой базе, определяемой по операциям с отдельными видами долговых обязательств, добавляются доходы учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием после 1 января 2007 года (налоговая ставка - 15 процентов). По доходам в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007 года, и по доходам учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных до 1 января 2007 года, устанавливается налоговая ставка в размере 9 процентов.
Поправки гласят, что в фактические расходы на строительство либо приобретение жилого дома или доли (долей) могут включаться: расходы на разработку проектно-сметной документации; расходы на приобретение строительных и отделочных материалов; расходы на приобретение жилого дома, в том числе не оконченного строительством. Помимо этого, расходы, связанные с работами или услугами по строительству (или достройке дома) и отделке; расходы на подключение к сетям электро-, водо-, газоснабжения и канализации или созданию автономных источников элетро-, водо-, газоснабжения и канализации. В фактические расходы не могут включаться расходы на приобретение квартиры или прав на квартиру в строящемся доме; расходы на приобретение отделочных материалов; расходы на работы, связанные с отделкой квартиры. Принятие к вычету расходов по достройке и отделке приобретенного дома или отделке квартиры возможно в том случае, если в договоре, на основании которого осуществлено приобретение, указано приобретение незавершенного строительством жилого дома или квартиры (прав на квартиру) в ней без отделки или доли (долей) в них. Поправками в Налоговый кодекс устанавливается, что право на получение налогоплательщиком имущественного налогового вычета у налогового агента должно быть подтверждено налоговым органом в срок не позднее 30 календарных дней со дня подачи письменного заявления налогоплательщиком в налоговый орган на основании этого заявления и документов, подтверждающих право на получение имущественного налогового вычета. Речь идет о наименовании, юридическом адресе и индивидуальном номере налогоплательщика (ИНН) для организаций и о ФИО, месте жительства и ИНН для индивидуальных предпринимателей.

Поправки в ФЗ "О государственной пошлине" и "О плате за землю"

Согласно принятым поправкам к ФЗ "О государственной пошлине", устанавливается, что государственная пошлина взимается "за удостоверение договоров об ипотеке другого недвижимого имущества - 0,3 процента от стоимости закладываемого имущества, но не более 3 000 рублей". В первоначальном варианте поправки - не более 5 000 рублей.
Согласно принятым поправкам к ФЗ "О плате за землю", земельный налог за земельные участки, предоставленные в собственность физических и юридических лиц на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, взимается в двукратном размере в течение трехлетнего срока проектирования и строительства вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости. В первоначальном варианте поправки - в двукратном размере в течение двухлетнего срока. В случае же завершения такого жилищного строительства и государственной регистрации прав до истечения указанного срока, "сумма земельного налога, уплаченного в течение периода проектирования и строительства сверх однократного размера земельного налога подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику". Земельный налог взимается в четырехкратном размере в течение периода проектирования и строительства, превышающего трехлетний срок, и в двукратном размере - превышающего десятилетний срок.