Владимир Фесенко: Важнейшая задача "ОПТБанка" - закрепление достигнутых успехов

Механизм приобретения квартир в новостройках в нашей стране пока не отлажен. Отдать необходимое количество денег продавцу и начать спокойно жить в новой квартире, пожалуй, еще никому не удавалось. Прежде чем стать полноправным собственником квадратных метров, приходится преодолеть ряд испытаний.


Накануне Нового года Председатель Правления"ОПТБанка"дал интервью ИА REGNUM, в котором рассказал об итогах работы возглавляемого им банка в 2003 году и о планах на 2004 год.

Владимир Анатольевич, каким был 2003 год для "ОПТБанка"?

2003 год стал во всех отношениях переломным в нашем развитии. Это связано с осознанием банком своей миссии и принятием стратегии развития на ближайшие три года. Стратегия была одобрена Советом Директоров в феврале и наметила пути развития в ближайшей перспективе.

В 2003 году банк вышел на рынок розничных банковских услуг города Москвы в кооперации с предприятием группы компаний "ПИК" "Жилстройэксплуатация". Данный проект базируется на обслуживании физических лиц непосредственно по месту их жительства в домах, которые эксплуатирует данная организация. Мы занимаемся приемом коммунальных платежей, оказываем иные банковские услуги. Это выгодно и клиентам, и банку - так как снижается себестоимость услуг, не требуются значительные расходы на рекламную кампанию.

Важной вехой в развитии банка стало получение Генеральной валютной лицензии, которое состоялось 15 декабря 2003. Сразу после завершения комплексной проверки "Оптбанка" Отделением № 2 ЦБ РФ мы подали документы на получение Генеральной лицензии. Данный шаг позволит Банку более плотно взаимодействовать с ГТК, даст возможность открывать представительства за рубежом, в странах СНГ, а также, в перспективе, присутствовать на европейских рынках в качестве эмитента займов и получателя синдицированных кредитов. Еще одно заметное событие уходящего года - комплексная замена программного обеспечения на ПК "Диасофт SNT". Хотя, на первый взгляд, это выглядит сугубо внутренним делом банка, но благодаря новому ПО банк может позволить себе обслуживать все возрастающее число клиентов, проводить потоки их платежей, оказывать сервис в соответствии с требованиями времени.

В 2003 году "ОПТбанк" стал ассоциированным членом платежной системы "Виза", и уже в конце года мы выпустили первые пластиковые карточки с собственным логотипом. Это позволит в наступающем году предлагать клиентам собственные карточные программы - от зарплатных проектов до VIP-обслуживания физических лиц.

Мы продолжили углубленное и интенсивное развитие программы ипотечного кредитования. Причем данные программы были ориентированы в первую очередь на то жилье, которое не является классическим предметом ипотеки в силу закона - это недостроенное жилье, кредитование на приобретение которого до этого времени не осуществлялось практически ни одним из банков и сдерживалось отсутствием законодательной базы. "ОПТБанк", в частности, работает по программе кредитования недостроенного жилья в тесном взаимодействии с Федеральным Агентством ипотечного жилищного кредитования - это кредиты в рублях сроком до 20 лет. Также мы работаем по программе кредитования "Дельта-кредит" и кредитуем улучшение жилищных условий по собственной программе. Наши ипотечные проекты будут реализовываться не только в Москве и Московской области, но и в ряде регионов Российской Федерации - это в первую очередь Омск, Ярославль, Калининград, Новороссийск, Ростов-на-Дону и ряд других.

Увеличение числа и улучшение качества предоставляемых услуг неизбежно повлекли за собой рост числа персонала банка. Одним из показателей "прозрачности" банка явился отчет по стандартам МСФО за 2002 г., проведенный компанией "Deloitte&Touсh". Банк впервые получил заверенную международную отчетность. Этот факт мы расцениваем как безусловно позитивный, особенно принимая во внимание то, что со следующего года все банки Российской Федерации в обязательном порядке будут предоставлять отчетность по международным стандартам в Центральный банк. И мы считаем себя вполне готовыми к этому мероприятию.

Каковы основные планы банка на 2004 год?

В следующем году одной из приоритетных задач является развитие казначейского бизнеса, ориентированного как на клиентов - физических лиц, так и на юридических. Это будет выражаться в создании дополнительных сервисных услуг - в части доверительного управления средствами, создания дополнительных банковских услуг, например, закрытого паевого инвестиционного фонда для обеспечения клиентов дополнительными инвестиционными возможностями. Будем создавать соответствующую инфраструктуру - это интернет-дилинг на международном валютном рынке и на рынке ценных бумаг. В планах также значится развитие сети дополнительных офисов и операционных касс вне кассового узла. Планируется открытие представительств банка в городах, где мы будем осуществлять региональные ипотечные программы. На повестке дня открытие филиала "ОПТБанка" в городе Ростов-на-Дону. Важнейшей задачей является закрепление успехов банка изнутри путем создания соответствующей системы внутреннего контроля и методологическими процедурами, в том числе связанными с усилением работы службы финансового мониторинга. Также в следующем году мы будем готовиться к вступлению банка в систему гарантирования владов.

Расскажите подробнее о региональной программе "ОПТБанка".

На первое время в регионах, за исключением Ростова-на-Дону, наши услуги будут ограничиваться организацией и сопровождением ипотечных кредитов, но по мере роста данного бизнеса мы будем оказывать и дополнительные услуги нашим клиентам. В регионах в настоящее время существуют проблемы развития социальной сферы градообразующих предприятий, переселения работников с Крайнего Севера, есть проблемы с обеспечением жильем военнослужащих. В процессе развития ипотечной программы для этих категорий населения мы будем рассматривать возможность расширения функций наших представительств и последующего преобразования в филиалы. Но это вряд ли будет скоротечный процесс.