Красноярский край: Обзор СМИ о ситуации в Красноярском крае за 21 февраля 2003

Механизм приобретения квартир в новостройках в нашей стране пока не отлажен. Отдать необходимое количество денег продавцу и начать спокойно жить в новой квартире, пожалуй, еще никому не удавалось. Прежде чем стать полноправным собственником квадратных метров, приходится преодолеть ряд испытаний.


"Северное слияние".

(Газета 21.02.03. И.Саськов)

Главы Красноярскою края, Таймыра и Эвенкии скрепили союз подписями

Вчера главы Красноярского края, Таймыра и Эвенкии подписали в Красноярске протокол о намерениях, согласно которому в ближайшее время в регионе будет создан союз трех губернаторов. При этом губернаторы заявили, что до реального объединения трех территорий в единый субъект федерации еще далеко.

Перспектива ждать объединения несколько лет не испортила настроения виновникам торжества - Александру Хлопонину, Олегу Бударгину и Борису Золотареву. Равно как и присутствующему при подписании протокола представителю президента России в Сибирском федеральном округе Леониду Драчевскому - последний давно и рьяно поддерживает модную в президентских кругах программу укрупнения регионов.

По словам губернаторов, новорожденный союз в первую очередь займется решением общих проблем - таких, как подготовка к весеннему ледоходу на Енисее, развитие транспорта, здравоохранения и связи, отстаивание прав Красноярского края, Таймыра и Эвенкии на федеральном уровне при принятии соответствующих законов.

Все три губернатора отрицают, что на их решение объединиться повлиял крупный российский бизнес, представленный в этом регионе горно-металлургической компанией "Норильский никель" и нефтяной компанией ЮКОС. Между тем, Хлопонин и Бударгин в свое время занимали в "Норникеле" ключевые посты, а Золотарев до своей победы на выборах в Эвенкии работал в ЮКОСе. Накануне подписания протокола о создании союза трех губернаторов глава Эвенкии Борис Золотарев заявил по этому поводу: "Три губернатора выбраны людьми, а не назначены Потаниным и Ходорковским. Поэтому я считаю, что этот вопрос не может быть даже представлен к обсуждению".

По окончании церемонии подписания протокола губернаторы прокомментировали создание союза трех губернаторов. Так Олег Бударгин заявил: "Это должна быть серьезная структура, которая позволит населению реально почувствовать улучшение условий жизни. Если это будет сугубо политический орган, у него будущего нет. Это должен быть экономический, нормальный, серьезный инструмент, который позволит исполнительной власти повысить эффективность своей работы". Александр Хлопонин, в свою очередь, отметил: "Я считаю создание союза трех губернаторов в определенной степени прорывом - мы теперь четко будем понимать, как заниматься транспортной логистикой, здравоохранением, образованием, так что это успех. Главное, чтобы, как говорится, не сорвалось". Губернатор Эвенкии Борис Золотарев, поставив свою подпись, ограничился короткой репликой: "Мы ждали только Бударгина, когда он изберется. Теперь будем все вместе двигаться вперед".

Теперь, когда протокол подписан, сам союз губернаторов будет сформирован через полтора-два месяца. Столько времени потребуется губернаторам для согласования некоторых юридических документов о создании этой структуры.

Между тем, законодатели Красноярского края, Таймыра и Эвенкии решили пойти по стопам своих губернаторов и приняли решение образовать совет законодателей трех территорий, который будет заниматься выработкой единой позиции по проектам федеральных законов с учетом специфики регионов при проведении социальных реформ. Решено, что в этот совет войдут председатели комиссий законодательных собраний Красноярского края, Таймыра и Эвенкии.

"В Сибири появилось "сильное звено".

(Российская газета 21.02.03. А.Монахов)

"МАТРЕШЕЧНАЯ" Федерация, видимо, через несколько лет перестанет существовать. Вслед за Коми-Пермяцким автономным округом и Пермской областью о своем стремлении объединить сложносоставные субъекты в один регион высказались Красноярский край, Эвенкия и Таймыр. Тройственный союз губернаторов, инициатором создания которого выступал глава администрации Красноярского края Александр Хлопонин, все-таки создан.

В том, что документ подпишут сам Хлопонин и только что вступивший в права губернатора Таймыра Олег Бударгин (до этого он был мэром Норильска), сомнений не было - они из одной команды. А вот позиция Бориса Золотарева - главы Эвенкии была не ясна. Вчера в администрации Красноярского края в присутствии полпреда Президента РФ в Сибирском федеральном округе Леонида Драчевского трое губернаторов подписали протокол о намерениях по организации деятельности Совета губернаторов Красноярского края, Таймыра и Эвенкии. Ожидается, что рабочим органом "тройственного союза" станет координационный совет. Именно там будут формироваться законодательные инициативы, обязательные для исполнения на территории всех трех регионов, но приниматься они будут только при согласии как исполнительных, так и законодательных ветвей власти всех трех регионов.

Как заявил Александр Хлопонин, это соглашение позволит решать все вопросы совместными усилиями, как в области экономики и социальной сферы, так и в области культуры и образования. В то же время губернаторы намерены заключить и межбюджетные договоры по принципу "каждый с каждым". Главная же цель подписанного документа, по мнению Хлопонина, максимально использовать имеющиеся ресурсы для улучшения качества жизни людей, живущих на всех трех территориях. А Леонид Драчевский даже пошутил, что теперь в Сибири в противовес известной телепередаче появилось "сильное звено", способное решать возникающие задачи.

Надо сказать, что у Леонида Драчевского были все поводы для оптимизма. Ведь еще совсем недавно Красноярский край был настоящей головной болью для федеральной власти. Из-за миллиардного бюджетного дефицита задерживались зарплаты бюджетникам, бастовали учителя, врачи, коммунальщики. А после гибели губернатора Александра Лебедя край ввергся еще и в политический кризис, апогеем которого стал отказ крайизбиркома признавать победу Хлопонина на губернаторских выборах. Теперь же решены не только самые "пожарные" вопросы, но и появилась перспектива стабильного развития региона в целом. Кстати, Леонид Драчевский уже неоднократно высказывался в пользу укрупнения "матрешечных" субъектов Федерации, но всегда подчеркивал, что объединение возможно только с учетом мнения населения регионов.

Дальше всего в процессе слияния прошли Иркутская область и Усть-Ордынский Бурятский АО. И неделю назад полпред Президента встретился с руководством исполнительной и законодательной власти этих регионов. Эта встреча стала итогом обращения двух губернаторов, которые предложили создать совместную комиссию по подготовке к процессу объединения. Принято решение, что уже существующие региональные комиссии Усть-Ордынского Бурятского АО и Иркутской области будут работать совместно. Впрочем, для губернатора Иркутской области Говорина это еще решение проблемы третьего срока, на который по нынешнему законодательству претендовать он не может. Но если область объединится с Усть-Ордынским Бурятским АО, то Говорин получит право баллотироваться на пост губернатора нового субъекта Федерации. Как отметил полпред, "задача объединения - это не механическая задача и это не проблема управляемости.

Вопрос объединения субъектов - это прежде всего проблема целесообразности. Смысл объединяться есть только в том случае, если население в результате объединения будет жить лучше". О том, что Таймыр и Эвенкия пойдут по пути крохотного Усть-Ордынского Бурятского АО, речь пока не идет, но первый шаг на пути объединения территорий, входивших в Российской империи в единую Енисейскую губернию, пройден.

"Богатый дядя "надежде" друг".

(Парламентская газета 21.02.03 А.Статейнов)

Недавно председатель Законодательного собрания края Александр Усс посетил небольшой социальный приют "Надежда", который находится почти в самом центре Красноярска. Встреча широко освещалась в местной прессе, и сам факт ее - событие регионального масштаба. Дело в другом. Приют, конечно же, как и большинство таких заведений в стране, остро нуждается в помощи. Администрация дома для брошенных детей еле-еле сводит концы с концами. И на одно денег хотелось бы больше, и на другое. А на питание особенно. Но где их взять? Краевой а городской бюджеты пусты, экономика края продолжает чахнуть. Налоговые поступления нынче вряд ли увеличатся. Надежда, как это ни странно, на богатых, на их помощь, сострадание. Или на тех, кто может подвигнуть богатых к сиротам - власть. Это понимают не только директора интернатов и детских домов, но и сама власть. Вот почему итогом посещения стало решение Александра Викторовича возглавить попечительский совет приюта. Без сомнения, в самое ближайшее время ребятишки почувствуют это на себе в лучшую сторону. И гидроизоляцию крыши на их доме сделают, и выпускнику приюта помогут с комнатой в общежитии. Попечительский совет найдет, с кем поговорить насчет комнаты и где взять деньги на ремонт. И в большей степени потому, что его возглавил Александр Усс. Тут не лукавство и не ерничество. В крае можно найти десятки примеров, подтверждающих это. Шесть лет работает детский приют "Иван да Марья", который практически полностью содержит депутат Законодательного собрания края Анатолий Быков. Официально - его фонд "Вера и Надежда". Приют можно назвать образцовым. У детей светлые просторные комнаты. Необходимые игрушки, учебники, отличные воспитатели. Учатся ребята в обычной средней школе. Директор приюта не ломает себе голову над тем, как за рубль купить ребятам столько же продуктов, словно у тебя в кармане два рубля. В таких условиях, как в "Иване и Марье", пожалуй, никто из сирот в крае так комфортно и не живет. - Я могу уверенно говорить, что наши дети дома так не едят, - разъяснил мне врач приюта Геннадий Иванов, - два раза в день мороженое, ежедневно колбасные и мясные изделия. Проблемы, конечно, и у нас есть. Брали пятилетних детей, сейчас им по десять-одиннадцать. Тесновато. Быков решает вопрос пристраивать ли к основному зданию еще один корпус или приобрести для детей новое здание. Еще в 1989 году был создан попечительский совет при школе номер четыре. Здесь инициатором и матерью начинания выступила сама директор школы Таисья Петровна Трубачева. Не знаю, как это ей удается, но те люди, которые помогали школе десять лет назад, никуда не ушли от нее и сегодня.

Бюджет четвертой школы-интерната составляет пять миллионов рублей. И те полмиллиона, которые собирают попечители, немалая прибавка. И на сладости хватает, да и по дополнительной рубашке, ботинкам можно на каждого ученика купить. - Не сомневаюсь, - говорит Таисья Петровна, - улучшатся дела в стране, люди дадут больше. Но и ребятишки, и мы, учителя, стараемся быть настоящими друзьями для своих помощников. С того же 1989 года при школе создан фонд помощи детям "Сломанный цветок". Работу фонд начал с того, что-учителя собрали свои собственные деньги и отправили их на расчетный счет фонда. Тогда еще глава Свердловского района Петр Иванович Пимашков, ныне мэр Красноярска, сразу стал перечислять часть своей зарплаты в этот фонд. Показал пример другим руководителям района. До сих пор Петр Иванович не забывает школу, руководители предприятий района - тоже. На главу города ориентируются. Напомним, сегодня экономика края чахнет. Дарят детям четвертой школы меньше, чем вчера. Но чем богаты, тем и помогают. Наконец, чудо-детский дом для ребятишек в центре Красноярска сейчас строит бывший руководитель золотодобывающей компании "Полюс" Хазрет Совмен. Сейчас он президент далекой от края Адыгее, но детский дом с бассейном, спортзалом, всеми необходимыми для детей комнатами продолжает усиленными темпами достраивать. Хороший пример попечительства недавно подал и губернатор края Александр Хлопонин. Работники культуры остро поставили вопрос обустройства музея-усадьбы дома писателя Виктора Астафьева. Прошло больше года, как не стало писателя, пора браться за дело. Без сомнения, не сегодня, так завтра в бюджете края деньги на музей найдутся. Несмотря на споры законодательной и исполнительной властей края по многим вопросам, здесь полное единодушие. Но на этот год денег для музея-усадьбы в бюджете не выделено. Социальные программы обрезаны до невозможного. На недавней встрече с работниками культуры губернатор выслушал внимательно информацию о музее-усадьбе Астафьева и сказал, что работы можно начинать. Деньги он выделит из собственных доходов. Естественно, если первый человек в крае заявляет об этом с трибуны на всю округу, у него обязательно найдутся подражатели. Приложить деньги есть где. Умирает Шушенский музей-заповедник, помощь нужна Минусинскому краеведческому... Попечительство жило и будет жить не только в Красноярском крае, но огонек его окажется теплее и светить станет ярче, если первые лица региона, да и страны покажут личный пример.

"Валерий Зубов: "Красноярский патриотизм существует".

(Лариса Шевчук "Городские новости" 21.02.03)

СТОЛИЦА КРАЯ ВО ВСЕМ ДОЛЖНА БЫТЬ ЛИДЕРОМ

Валерия Зубова мы знаем как экономиста, политика, депутата Государственной думы. Он, в свою очередь, проработав много лет губернатором, знает край, его потенциальные возможности и болевые точки, что называется, от и до. В последний свой приезд в Красноярск Валерий Михайлович рассказал о своей работе в высшем законодательном органе страны, поделился видением решения краевых проблем, ответил на актуальные вопросы, касающиеся экономики и дальнейшего развития региона.

ЗАКОНЫ, КОТОРЫЕ НУЖНЫ ВСЕМ

- Валерий Михайлович, прежде всего, вопрос к вам как к депутату Госдумы. В минувшем году было принято множество самых разных законов. Какие из них, с вашей точки зрения, можно назвать если не судьбоносными, то наиболее значимыми?

- Самым значимым, безусловно, стал закон о тарифах, согласно которому тарифы на электроэнергию устанавливаются до принятия бюджета и действуют в течение всего года. Что касается других законов, то мне проще говорить о тех, над которыми работал наш комитет по кредитным организациям и финансовым рынкам. Если охарактеризовать их одним словом, то это законы, которые делают наш рубль надежным. Впервые в 2002 году держать деньги в рублях было выгоднее, чем в долларах, и, надеюсь, ситуация не ухудшится.

Лично я на первое место ставлю проект о противодействии легализации незаконно полученных доходов и противодействии финансированию терроризма. Этот закон начал реально действовать только в конце года, поэтому мы еще не можем оценить его эффективность, но он был просто необходим. В теневой экономике обращается столько же денег, сколько проходит через бюджет. Мы получим еще один бюджет, если упомянутый закон заработает в полную силу.

Не случайно этот нормативный акт был высоко оценен международными организациями, и Россию исключили из черного списка стран, которые не борются с легализацией незаконно полученных доходов. Теперь наши предприятия могут получать более дешевые кредиты на Западе.

Второй по значимости закон - об инвестировании накопительной части пенсий. Теперь эти средства могут быть вложены в народное хозяйство. Но самое главное - эти деньги позволят нам в будущем получать более высокую пенсию.

Еще стоит отметить новую редакцию закона о Центральном банке РФ. Наш комитет настаивает на поправке, которая позволяет проверять коммерческие банки за любой период, но только один раз. Другие проверки требуют специальных условий, например, если заведено уголовное дело. Суть здесь в том, что в проверяющих организациях царит беспредел и правоохранительные органы часто используются для того, чтобы делать заказные проверки.

Сейчас мы стоим на пороге принятия закона о гарантировании вкладов. Очевидно, это будет важнейший закон, который пройдет через наш комитет. Его готовит правительство, мы все обсудили, и его можно будет принимать. Здесь самое важное заключается в том, что при переходе на новую систему гарантированных вкладов произойдет проверка тех банков, которые захотят войти в эту систему. То есть повысятся требования к банкам. Главная же задача, которая стоит перед нашим комитетом, заключается в принятии такого законодательства, которое бы исключало кризисы, подобные тому, что произошел в 1998 году.

Остальные законы носят специальный характер - о рынке ценных бумаг, о страховании.

Еще один наиважнейший, на мой взгляд, вопрос, к которому приступили, и в обсуждении которого предстоит участвовать нашему комитету, - это вопрос об ипотеке. Сейчас готовится ключевой закон об ипотечных ценных бумагах. Возможно, он начнет работать уже с лета.

- Почему ипотека с таким трудом пробивает себе дорогу?

- Законодательство об ипотеке очень слабое. Но даже при несовершенном законодательстве в Москве ипотека развивается, в Иркутске тоже - там второй центр по ипотечному строительству. Красноярска же пока на этой кар-тенет.

А причина того, что ипотека у нас не развивалась, в том, что четыре года краем управляли временщики. Зачем им строить? Они получили временное жилье, временно поработали и вернулись на свои места в Москву или куда-то еще. Это основная причина. Но мы-то понимаем, что ипотека по существу является стержнем молодежной политики. Когда говорят о будущем страны, о молодежи, то думать о жилье надо в первую очередь. Потому что будущего без семьи нет, а какая семья без жилья? Нам надо учитывать, что ипотека - основное направление жилищного строительства сегодня.

КОНТРОЛЬ НАД "ДУРЬЮ"

- Сейчас самая болевая точка - ЖКХ. Многие заявляют о том, что реформа провалилась. Была ли она вообще? Ваше отношение к повышению тарифов.

- Никакой реформы не было, и нечему было проваливаться.

Законы о реформировании коммунальной сферы, принятые несколько лет назад, ни на что не влияли. Изменение же системы оплаты (что само по себе еще не реформа ЖКХ), с точки зрения власти, - самая легкая проблема. А с точки зрения получения реальных услуг населением, это еще вилами по воде писано. В фае уровень оплаты не повышался много лет, в силу разных политических причин, поэтому сейчас пришлось применять шоковую терапию. Как в 1992 году, когда на все отпустили цены. Скачок тарифов и уровня оплаты - это повторный шок для населения.

- Но нам объясняют, что в рыночных условиях это необходимо.

- В рыночных условиях, в первую очередь, нужна честная конкуренция, когда производители наперегонки делают лучшие товары и предоставляют лучшие услуги. Станет ли это реальностью в нашей коммунальной сфере - еще не факт. Главный вопрос, который хотелось бы задать: "А что сделано, чтобы облегчить этот переход на новую систему оплаты?".

Меня удивляет, почему край полтора года не принимал закон о тарифах, который сейчас принят на уровне федерации, хотя на месте принять его было бы легче. Более того, в фае этот закон не был принят даже при утверждении нынешнего бюджета. Это говорит о том, что в крае в последние годы не только не занимались жилищно-коммунальным хозяйством, но и не думали о том, как смягчить удар для населения. Ну не успели с терапией, вынуждены действовать хирургическими методами, но почему же не дать наркоз?

- Еще одна стратегическая отрасль, которая затрагивает интересы всех, - электроэнергетика. Чем "грозит" реформа РАО "ЕЭС", и почему так долго не принимался закон о его реформировании?

- Реформы в электроэнергетике не проводились потому, что долгое время не принимался тот самый закон о тарифах. А без него нельзя было проводить реформу этой отрасли. Иначе все свелось бы просто к повышению цен и никаких институциональных изменений не произошло бы, точно так же, как и привлечения инвестиций в отрасль. С принятием закона, который ограничивает необоснованный рост тарифов на услуги такой естественной монополии, как энергетика, проводить реформу уже можно. Потому что в конечном итоге она нужна для привлечения инвестиций. Теперь есть контроль над "дурью", если она вдруг нечаянно у кого-то возникнет.

ВНИЗ ПО ЛЕСТНИЦЕ, ВЕДУЩЕЙ ВВЕРХ

- Последние несколько лет для экономики края оказались провальными. За что, с вашей точки зрения, нужно браться в первую очередь? На чем нужно сконцентрировать усилия, чтобы выровнять ситуацию?

- Я бы не назвал эти годы провальными во всем, но мы отстали от других регионов. Первое: мы прозевали возможность сразу после кризиса воспользоваться ситуацией и начать развитие ряда отраслей, Например, в соседних регионах стала быстрей развиваться пищевая промышленность. Посмотрите по продуктам в магазинах.

Второе: неправильной была оценка финансового состояния края. Более благоприятного периода по ценам на нашу продукцию не было и, вероятно, уже никогда не будет. Все это мы, как говорят в народе, "профукали". Имеется в виду продукция цветной металлургии, учитывая рост цен на цветные металлы. К слову, цены на цветные металлы, а это примерно 85 процентов продукции края, за период с 1998-го по 2000 годы выросли в пять раз. Поэтому разговор о какой-то там неблагоприятной конъюнктуре на мировом рынке - блеф. Представляете, какое на самом деле должно быть финансовое состояние края! А что имеем в результате? Значит, что-то происходило не то, и деньги из региона куда-то вымывались. Думаю, что сейчас с этим надо разбираться. И не для того, чтобы кого-то наказывать. А для того, чтобы не повторять ошибок, чтобы увидеть свои резервы. В крае создается такое количество продукции, которое вполне позволяет нам достойно жить.

Когда мне задают вопрос: а где был ты, куда смотрел? - то я отвечаю: не надо равнять два разных периода. В 1992-1993 годах был кризис. Это все равно, что во время Великой Отечественной войны 1941-1942 годы. О чем был разговор в то время? О том, кто медленнее падает, кто более упорно отступает.

А что же в 1999-м, 2000-м, 2001 годах? Это все равно, что 1943-1945 годы. Все, страна преодолела кризис, пошел подъем, рост производства. Это совершенно другая ситуация. Период с 1999-го по 2001 годы был золотым для развития экономики. Сейчас он уже прошел, рост замедлился. Совершенно дикий дефицит бюджета, более 25 процентов, - это нонсенс...

Еще один провал для края - потеря контактов при работе с федерацией. Тот лозунг, который был некогда высказан, мол, они сами будут ездить на поклон к нам, себя не оправдал. На поклон никто не поехал. Но и в Москве перестали принимать. Мы выпали из огромного количества программ. Взять хотя бы программу строительства метро. В Красноярске это строительство началось одновременно с Казанью. В этом году в Казани уже будет пущена первая ветка. А мы? Проговорили четыре года, при этом все время балансировали на грани, что нас из федерального бюджета вычеркнут и у нас здесь останется недострой. При том, что уже подготовлен проект строительства метро на правый берег. Тем не менее, деньги из федерации поступали, а из краевого бюджета - ни копейки.

Еще один проект - трансполярные трассы. Он едва не провалился, но все же было принято постановление правительства, которое разрешает пролеты над нашей территорией, и 100 самолетов в месяц, начиная с 2000 года, пролетает над территорией края, платя за это деньги. Причем все это не благодаря, а вопреки прежней команде администрации.

Попасть снова в федеральные программы - очень сложная задача. Например, программу "Нижнее Приангарье" охаяли - и всё. Теперь и программы, и денег нет.

Много спорили об ОЯТ. Были разные точки зрения. Но если все-таки ОЯТ ввозили, ввозят, и будут ввозить, должен ли край за это получать плату? Постановление, по которому край должен получать 25 процентов от стоимости ввозимых ОЯТ, в 2000 году прекратило действовать. Сколько при этом потерял край! Сейчас край снова стал получать деньги, благодаря поправке, подготовленной группой депутатов, в которую входил и я. Нужно попадать в программы, которые не отнимают деньги, а привносят их в край.

Для этого, естественно, нужно, чтобы вместе работали все: губернатор, ЗС, депутаты Госдумы от края, наши представители в Совете Федерации. ЭТО должна быть одна команда, тогда мы сможем продавливать выгодные для края решения.

- А сейчас быть одной командой мешают политические противоречия?

-Конечно, политические различия есть. Но мы готовы объединяться по тем вопросам, что выгодны для фая. Повторю тезис, который неоднократно высказывал: красноярский патриотизм существует. И при различии политических взглядов мы не забываем, что представляем интересы жителей края. Но раньше объединения не было, потому что этого предыдущая администрация не желала. Она была в этом не заинтересована. Сегодня ситуация изменилась.

- Насколько?

-Я думаю, радикально. Губернатор обратился к нам сразу после выборов, когда федеральный бюджет был практически сверстан. Что-то мы успели сделать, что-то нет. Но самое главное - предпринята попытка изменить в целом отношение федерации к краю через бюджет. Над этой задачей мы сейчас продолжаем работать.

В свою очередь, краевые власти должны позаботиться о том, чтобы в регионе был создан здоровый предпринимательский климат.

- Но ведь о приоритетности этой задачи заявляли все, кто приходил работать в администрацию...

-А на практике? Только два примера. По объему иностранных инвестиций край с 1993-го по 1997 годы всегда входил в пятерку ведущих регионов страны. Но когда в 1998 году команда прежнего губернатора составила список бизнесменов, которых должны были либо посадить, либо лишить бизнеса, то, естественно, масса предпринимателей разбежалась, свернула дело или перерегистрировалась в других регионах. Вспомните тех людей, которые окружали Лебедя, того же Вернера, отвечавшего, по-моему, за все в крае, в том числе за предпринимательство. Разве при наличии такого руководителя к нам могли сунуться предприниматели или инвесторы? Конечно, нет, потому что понимали, что они попадут в сети рэкета, который и сейчас существует, но тогда просто был тотальный.

СТРОИТЬ - НЕ ЛОМАТЬ

- Теперь что-то меняется?

- Уже прошло шесть лет со времени встречи на красноярской земле президента России с премьер-министром Японии. Японцы до сих пор ее помнят. Тот факт, что меня пригласили на недавно прошедшую встречу с японским премьером, которая состоялась в Москве, свидетельствует об интересе Японии к краю. За полтора года отношений с этой страной, прошедшие после той, первой, встречи, мы сумели с помощью японских кредитов профинансировать ряд проектов. Но, начиная с 1998 года, не было ни одного рубля, ни одной йены, так же, как ни одного контакта с Японией. Вот вам и предпринимательский климат. А у японцев сегодня самые большие возможности и потребности инвестировать: у них сегодня "лишние" деньги.

- Что интересует японцев применительно к краю?

-Тогда их интересовало все. В то время отобрали 14 проектов. То есть было четырнадцать предприятий, с которыми они намерены были работать. Среди них завод холодильников, шинный завод, который сейчас в тяжелейшем положении, а ведь уже было практически все решено, чтобы инвестировать проект "Супершина".

- На последней встрече был разговор о возврате к этим проектам?

- Отвечу вопросом. Вот перед нами стоит чашка. Сколько труда понадобилось, чтобы ее сделать? И одно мгновение нужно, чтобы ее разбить. Думаю, теперь, чтобы возобновить интерес Японии к краю, с нашей стороны нужны определенные затраты. Не денежные. Нужно показать результаты своей работы, доказать свою надежность, убедить, что в фае новая система управления.

ОШИБКИ, НА КОТОРЫХ УЧАТСЯ

- Бюджеты, которые приняты краем и городом в этом году, названы бюджетами выживания. В них сокращены многие программы, не заложены средства на развитие. Чем это может обернуться?

- Считаю, что в последние годы при верстке бюджетов допускались две серьезные ошибки. Во-первых, централизация средств, во-вторых, пессимизм и отчаяние, неспособность работать на перспективу. Неправильно просчитывались экономическая ситуация и финансовые возможности фая. Возросли цены на цветные металлы, доходы бюджета резко выросли, но зарплаты бюджетников упали. Прибыль разбазаривали направо и налево.

Я всегда голосую в Государственной думе против консолидации федерального бюджета. Но эту ошибку допустили и федерация, и краевые власти. Централизация зарплаты бюджетников в крае - абсолютная глупость. Деньги просто дольше ходили, пока наконец не попадали по назначению.

Кроме того, централизация лишает предприятия стимула к работе: какой смысл городу бороться за доходную базу, если завтра ее всю заберут? В этом году Госдума тоже допустила классическую ошибку, проголосовав за централизацию акциза на табак. Мы столько времени реконструировали Канскую табачную фабрику, чтобы она давала больше доходов, а теперь, когда она стала лучше работать, федерация забрала весь акциз. Что это? Продразверстка? Но в нашей истории такое уже было...

Вторая ошибка касается отсутствия бюджета развития. Каким бы ни был тяжелым год, строить надо. В годы войны не прекращалось строительство Московского метрополитена. Жилищное строительство шло всегда. Если не смотреть вперед, мы никогда не выйдем из кризиса. Без строительства новых дорог, домов, предприятий даже в самые тяжелые годы будущего нет.

- Но ведь бюджеты уже утверждены...

- Выход один: создать ситуацию, благоприятную по отношению к любому бизнесу, тогда он сам все сделает. А городские власти не имеют права ни на секунду забывать, что Красноярск - столица фая, и во всем должен быть лидером.

"Реформа Иванова против закона паркинсона".

(Сергей Климов "Вечерний Красноярск" 21.02.03)

В администрации края грядут большие перемены. К пятимесячной дате губернаторства А.Г. Хлопонина намечается маленькая кадровая революция. Официально она называется "оптимизацией структуры исполнительной власти края". В начале следующей недели губернатору будут доложены два варианта новой "организационной структуры исполнительной власти", или, попросту говоря, кто будет каким начальником и за что будет отвечать. Схему управления разрабатывает молодой талантливый юрист, нынешний начальник управления по государственному строительству и местному самоуправлению, а в прошлом советник Лебедя по правовым вопросам Андрей Иванов. При этом генетическая связь с Лебедем и Селивановой отнюдь не является недостатком г-на Иванова. Более того, он на самом деле предлагает разумные и интересные с управленческой точки зрения варианты структуры администрации края.

Один из этих вариантов, скорее всего, губернатор Хлопонин утвердит через несколько дней, и произойдет незаметная для широкой публики, но весьма болезненная для аппаратного чиновничества "реформа управления". Авторы этой реформы, однако, не учитывают не только мировой опыт, сконцентрированный, например, в известных законах Паркинсона, но и отечественную ментальность. Еще Салтыков-Щедрин писал, что если в России ликвидируют какое-нибудь министерство, это означает, что скоро на его мосте появятся три новых министерства.

Реформа Андрея Иванова предполагает резкое сокращение руководящих должностей и полную унификацию всех структурных подразделений. То есть все комитеты, отделы и т.п. самостоятельные единицы ликвидируются, не будет и главных управлений (кроме одного - финансового и, возможно, управления экономики), все остальные подразделения будут иметь одинаковый статус - управления администрации. В наиболее жестком, так называемом варианте № 2, предусматриваются должности только одного первого заместителя губернатора и четырех (возможно - пяти) "обычных" заместителей. Все высшее краевое чиновничество настроено к этому варианту крайне негативно, поскольку "опускается" статус очень многих людей. Скорее всего, этот вариант будет торпедирован еще на стадии обсуждения - нужно менять Устав края, который предусматривает двух первых вице-губернаторов, при этой схеме "необоснованно" увеличиваются возможности первого зама, а губернатору достаются лишь "президиальные функции" и т.п.

Скорее всего, за основу будет принят другой вариант, который, однако, также предполагает серьезные кадровые изменения. Оба первых заместителя - Кузнецов и Кузубов сохраняются. Кузубов будет курировать финансовое управление, управление экономики (начальники ГФУ и ГУРЭПа - Новак и Акбулатов теряют статус заместителя губернатора), деятельность зама по социальным вопросам (Давыденко им останется) и почему-то аппарат администрации. Кузнецов будет курировать работу трех заместителей губернатора - по вопросам промышленности, энергетики, природным ресурсам, транспорта и коммуникаций (им станет Сокол, Якимов потеряет статус зама), по сельскому хозяйству и природопользованию (Раздуев сохранит свое нынешнее положение) и по вопросам строительства и жилищно-коммунальной реформы (им будет Матюшенко, а Глушкова понизят до начальника управления архитектуры и градостроительства). Отдельно прописан статус Юрия Олейникова, который не подчиняется первым замам и курирует весь "политический блок" - внешние связи, работу с ЗС, СМИ и т.п. Именно этот вариант, скорее всего, и одобрит Александр Хлопонин, хотя, возможно, с какими-то изменениями - например, аппарат администрации - управление кадров, управление делами и ТА вряд ли оставят в кураторстве Василия Кузубова - это хлеб Юрия Павловича Олейникова.

Таким образом, в новой администрации останется всего семь заместителей губернатора. Сейчас по штатному расписанию - тринадцать. Статус вице-губернаторов потеряют Новак, Акбулатов, Якимов, Глушков, руководитель представительства в Москве Воронов и даже начальник КУГИ Фурса. Хотя, возможно, что должность зама по экономике все-таки продавят, и им станет либо Новак, либо Акбулатов.

Кроме того, полетят головы чиновников второго уровня - новая схема управления не предусматривает множества ныне существующих отделов и комитетов. В понедельник все замечания и предложения заместителей губернатора по оргструктуре исполнительной власти будут доложены Александру Хлопонину. Вероятно, уже через несколько дней он ее утвердит, и "реформа Иванова" воплотится в жизнь.

Правда, со стопроцентной уверенностью можно предположить, что через некоторое время сначала строители обратятся к губернатору с недоуменным вопросом - почему нет вице-губернатора по строительству, потом геологи и нефтяники - почему нет отдельного зама по природопользованию и т.д.; и не пройдет и полгода, как наступит новая реформа управления, появятся замы, помы, новые управления и отделы. Потому что так устроена любая бюрократия: сокращения всегда ведут к увеличению.

"Министр культуры "окультуривает" Сибирь".

(Игорь Нудьга "Вечерний Красноярск" 21.02.03)

В среду в Красноярск прибыл уже шестой в этом году высокопоставленный чиновник из столицы. Для участия в работе Межрегиональной ассоциации "Сибирское соглашение" наш город посетил министр культуры России Михаил Швыдкой. В течение двух дней, вместе с членами совета Сибирского федерального округа и совета Межрегиональной ассоциации "Сибирское соглашение", министр культуры должен был обсуждать состояние и перспективы развития культуры в регионах Сибири. Кроме этого высокий гость хотел ознакомиться с культурной жизнью краевого центра, посетив театр оперы и балета, краеведческий музей, художественный институт и культурно-исторический комплекс на Стрелке.

В администрации края шли последние приготовления к одному из главных политических событий года - ассоциации "Сибирское соглашение". На входе участникам координационного совета по культуре выдавали пакеты документов, календари и пригласительные на концерт сибирских талантов.

За день до ответственного совещания Михаил Швыдкой решил обсудить проблемы своего ведомства с начальниками управления культуры всех регионов Сибири.

Едва самолет с министром приземлился в аэропорту, среди журналистов поползли слухи, что Михаил Швыдкой на красноярской земле заболел гриппом. С самого утра график мероприятий высокого гостя менялся несколько раз. Встречи то переносились, то отменялись вовсе. Но, несмотря на свое плохое самочувствие, министр все же решил приступить к работе и поехал на встречу в резиденцию "Сосна" с губернатором Александром Хлопониным.

Координационный совет, предваряющий заседание ассоциации "Сибирское соглашение", затянулся. Вопрос с появлением министра повис в воздухе. Решили начать без него и его заместителя. Журналисты дожидались Швыдкого более 5 часов. Высокопоставленный чиновник появился в краевой администрации в перерыве между заседаниями с опозданием на три часа. Однако общаться с журналистами он явно не желал. Видимо, он так спешил к коллегам, что на просьбы журналистов уделить им несколько минут и рассказать о цели своего приезда абсолютно не реагировал. В итоге ждать момента его выхода к прессе журналистам пришлось еще три часа. Внешне министр выглядел вполне здоровым и бодрым, правда, один из его представителей подтвердил тот факт, что Михаил Швыдкой прилетел с температурой 39°.

Все это время чиновники от культуры за закрытыми дверями решали свои проблемы. Обсуждение документа для предстоящего "Сибирского соглашения" затянулось почти на шесть часов. Впрочем, проблемы у работников культуры все те же: недостаточное финансирование, плохое материально-техническое оснащение, маленькая зарплата и нехватка кадров.

Появившись перед журналистами после затянувшегося заседания, Михаил Швыдкой отметил, что наш Красноярский край не в самом худшем положении. И нам есть чем гордиться.

- Я считаю, что у вас очень хорошая академия художеств. Да и художники, лучшие в регионе, представляют очень серьезный творческий потенциал. Они всегда очень интересно работали. У вас прекрасные объекты культуры, академия музыки и театра, филармония, театр оперы и балета и драматический театр. Другое дело, что многие объекты требуют ремонта, - и это тоже одна из больших проблем, - отметил министр.

По словам высокого гостя, "сейчас в целом культура России находится на рубеже. Либо все культурное наследие скатится в пропасть, либо правительству и регионам удастся адаптировать театрально-художественную инфраструктуру к новым экономическим условиям. Проще говоря, к вечной нехватке средств".

- Моя задача - добиться того, чтобы не ухудшилось положение работников культуры, во-первых. А во-вторых, чтобы люди могли получить равный доступ к культуре, как написано в Конституции Российской Федерации. У нас масса проблем, которые иногда рождаются в умах. Давайте просто сократим сеть культуры и сэкономим на этом - и посмотрим, что из этого получится, - сказал Михаил Швыдкой.

Сегодня Россия по уровню театров, музеев, академий и вузов не входит в пятьдесят лучших стран мира. Несмотря на то, что именно в России всемирно известные и почитаемые храмы искусства, как Эрмитаж и Третьяковская галерея.

Красноярскому краю, по мнению министра, тоже есть чем гордиться. У нас первоклассное художественное образование, театры и музеи. И Федерация обещает помочь с деньгами.

Кое-что уже удалось сдвинуть с мертвой точки. На достройку многострадальной академии музыки и театра, за которой в Министерстве культуры наблюдают, в этом году центр выделил 23 миллиона рублей. Обещали взять шефство над академическим ансамблем танца имени М.С Годенко. За счет этих средств будут профинансированы и художественные школы края.

- В Красноярском крае положение не катастрофическое. Здесь в свое время был принят ряд законов о культуре. Очень разумных. И я полагаю, что у вас ситуация с культурой достаточно положительная, - отметил Швыдкой.

В правительстве считают, что в целом культурные дела в крае идут хорошо. Другое дело, что большинство храмов культуры требуют ремонта. Но об этом министр пообещал поговорить не раньше 2005 года. Сейчас перед ним стоит более грандиозная задача.

И все же приоритетом Межрегиональной ассоциации "Сибирское соглашение" в Красноярске для Михаила Швыдкого стала культура села. Чивновники от культуры уже разработали программу по ее развитию.

- Для Сибири эта проблема очень остра, потому что здесь проживает 29,4% сельского населения. И это второй регион по количеству сельских жителей. На юге России проживают всего 42 с небольшим процента, который является компактным территориальным образованием. А Сибирь - это бескрайние просторы. И здесь подходы к сохранению культуры у населения иные, - сказал журналистам министр культуры.

Чиновники от культуры намерены возрождать сельские клубы, библиотеки, развивать народные промыслы, восстанавливать кинопоказы и прочие радости для сельчан. На все это планируется выделить около трех миллиардов рублей. Предлагается, что половина средств поступит из Министерства культуры, а другую часть выделят бюджеты регионов. Программа министра должна была быть очень насыщенная. После встречи в Сером доме он должен был посетить художественный институт и краеведческий музей. Преподаватели и студенты художественного института, отменив занятия, устроили несколько новых выставок и хотели показать Швыдкому свои достижения и рассказать о проблемах. Однако министр из-за сбившегося графика проигнорировал их и поехал в академию музыки и театра. Здесь он отведал приготовленный хлеб с солью и лично проверил ход затянувшегося строительства академии, к ноябрю, когда это высшее учебное заведение будет отмечать свой юбилей, строительство обещают закончить, т.к. Федерация выделила 23 миллиона рублей.

- За последние три года движение по строительству ощутимо, и мы не собираемся сбавлять темп, - порадовался вместе с учащимися и преподавателями Михаил Швыдкой. Он не стал читать студентам лекцию и предложил пообщаться в режиме "вопрос - ответ". Однако вопросов к куратору российской культуры у студентов не нашлось, и министру культуры пришлось читать запланированную лекцию о судьбе культуры России. Вечером он отправился в театр оперы и балета на балет-модерн "Дочь Эдипа". Зрители, пришедшие в этот день на спектакль, тридцать пять минут недоумевали: по какой причине задерживается спектакль? И даже после того, как приехал в театр сам министр и извинился перед ними, настроение у многих было испорчено.

На следующий день в большом зале краевой администрации Михаил Швыдкой вместе с участниками форума "Сибирское соглашение" представил программу сибирским губернаторам и полпреду по Сибирскому федеральному округу Леониду Драчевскому. А вечером все участники форума. посетили специально организованный концерт.

Многие артисты, выступавшие перед высокопоставленными гостями, этот концерт назвали отчетным. Все они верят, что министр обратит на них внимание и после этого как-то улучшится финансирование учреждений культуры. В числе приглашенных было около десятка губернаторов, представитель президента в Сибирском федеральном округе и главный начальник всех артистов страны.

Программа этого концерта обсуждалась и готовилась очень давно. Кстати, о важности и высоком уровне этого мероприятия говорит тот факт, что постановкой концерта занимался Игорь Шеповалов, режиссер, полгода назад готовивший инаугурацию А. Хлопонина.

Артисты выступали перед теми, от кого зависит едва ли не главная часть культуры - финансовая. Ведь средняя зарплата выступающих - 2,5 тысячи рублей. Впрочем, артистов больше волнует даже не это, а общее состояние культуры. Этот концерт - это своеобразный вклад сибирских артистов в развитие российской культуры. Впрочем, никто из них не надеется, что на культуру у нас неожиданно найдутся деньги. Но в будущее российской культуры артисты все-таки верят.

"Начальник Таймыра вступил в должность".

(Сергей Климов "Вечерний Красноярск" 21.02.03)

В понедельник в должность губернатора Таймыра официально вступил Олег Бударгин. Вся процедура инаугурации проходила в маленьком зале культурно-досугового центра "Арктика" в Дудинке. Утром в аэропорту Алыкель приземлилось два чартерных самолета - один из Москвы, другой из Красноярска. Московским рейсом прилетели полпред президента Путина в Сибирском федеральном округе Леонид Драчевский, генеральный директор ГМК "Норильский никель" Михаил Прохоров, руководители Государственной думы во главе с вице-спикером, известным полярником Артуром Чилингаровым, эвенкийский губернатор Борис Золотарев, а также посол Финляндии. Красноярская делегация тоже была небольшая - руководители постоянных комиссий Законодательного собрания во главе с вице-спикером Анатолием Ромашовым (А.В. Усс не смог приехать - находился в Москве на встрече с председателем Совета Федерации Сергеем Мироновым), директор "Красцветмета" Игорь Тихов, который одновременно представлял партию "Единая Россия", главные редакторы "7-го канала" и "Вечернего Красноярска".

Торжественное мероприятие уместилось в полтора часа, включая концерт. Леонид Драчевский огласил поздравление президента Путина, председатель комитета Госдумы по финансовым рынкам, бывший красноярский губернатор Валерий Зубов подарил монету, выпущенную в позапрошлом веке, в период начала освоения Таймыра (со словами: "если бы тогда эту монету положили в банк, сейчас бы накопилась сумма, равная бюджету Таймырского округа"), В национальных одеждах выступали старейшины округа - на трех языках местных народов. Олег Михайлович, заметно волнуясь, сказал, что "к следующему разу" обязательно выучит язык и будет общаться со старейшинами по-долгански, а пока знает совсем немного, и с мягким русским акцентом произнес короткую речь на языке таймырских аборигенов.

Трогательные слова, почти со слезами на глазах, говорил красноярский губернатор Александр Хлопонин, который еще четыре месяца назад сам был начальником Таймыра, и многое, в том числе строительство клуба "Арктика", где проходила церемония инаугурации, происходило при его непосредственном руководстве. В общем, все прошло душевно, очень хорошо организовано, красиво и без каких-либо накладок. Особо хорошо смотрелись на сцене стройные девушки в туфлях на высоких каблуках и коротких национальных северных одеждах - они принимали подарки и цветы Олегу Михайловичу.

Общего впечатления не испортило даже то обстоятельство, что в самый разгар праздничного банкета гостям срочно пришлось собираться домой - резко портилась погода, и оба "чартера" взлетели, когда на кухне ресторана "Элдэн" только-только доходила до нужного состояния аппетитная оленина. Гости, за исключением Александра Хлолонина и Бориса Золотарева, улетели, три красноярских губернатора остались обсуждать вопросы общей жизни наших трех субъектов Федерации.

Так начался первый рабочий день официально вступившего в должность таймырского губернатора Олега Бударгина - старого друга нашей газеты - именно со страниц "Вечерки", первой красноярской газеты, писавшей про тогда еще самого молодого заместителя директора Норильского комбината, имя Олега Михайловича стало известно красноярской публике. Потом он стал депутатом ЗС, мэром Норильска, а сейчас и начальником Таймыра. Он будет хорошим начальником. Большому кораблю - большое плавание. А мы еще раз поздравляем Олега Михайловича, желаем ему удачи и успехов в его новой нелегкой работе.

"Штрафы для КрАЗа".

(Екатерина Васильева, помощник красноярского природоохранного прокурора "Наш край" 21.02.03)

Ни для кого не секрет, что одно из крупнейших предприятий Красноярского края ОАО "КрАЗ" является одним из основных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух города Красноярска.

Не раз в последнее время в средствах массовой информации прозвучали заявления о том, как много делается новым руководством алюминиевого завода для разрешения наболевших экологических проблем предприятия.

Однако как показала проверка, проведенная природоохранной прокуратурой, не все в плане экологии на предприятии благополучно.

Снижение объема выбросов загрязняющих веществ в атмосферу осуществляется недостаточными темпами. При запланированных 13483 тоннах в год фактическое снижение составило всего 167,9 тонны.

Финансирование природоохранных мероприятий так же осуществляется не в полном объеме.

Согласно плану природоохранных мероприятий ОАО "КрАЗ" за 2002 год на охрану окружающей природной среды должно было быть израсходовано 34158 тысяч рублей, на момент прокурорской проверки (декабрь 2002 года) профинансировано только 7800,8 тысяч рублей.

Федеральный Закон "Об охране атмосферного воздуха" обязывает юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, осуществлять мероприятия по их обезвреживанию и снижению.

Вышеуказанное требование законодательства на ОАО "КрАЗ" выполняется не в полной мере.

Так, при обследовании цехов электролиза отмечено неудовлетворительное использование горелок, обеспечивающих дожиг окиси углерода, что в дальнейшем может привести к увеличению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.

Не все благополучно у предприятия и с соблюдением требований водоохранного законодательства.

Статья 92 Водного Кодекса РФ обязывает водопользователей при использовании водных объектов не допускать ухудшения качества вод, выполнять мероприятия по их охране.

В нарушение вышеуказанных требований законодательства сточные воды ОАО "КрАЗ", сбрасываемые в реку Черемушка (приток Енисея) не соответствуют установленным нормативам по фторидам в 2,5 раза.

В ходе прокурорской проверки были выявлены и другие нарушения требований природоохранного законодательства.

По ее результатам на имя генерального директора ОАО "КрАЗ" Ахметова И.У. прокуратурой внесено представление об устранении нарушений требований природоохранного законодательства.

По представлению прокуратуры руководством предприятия приняты действенные меры к устранению выявленных нарушений, виновные должностные лица привлечены к строгой дисциплинарной ответственности.

Кроме того, само предприятие и виновные должностные лица по инициативе прокуратуры привлечены к административной ответственности в виде штрафов.