Красноярский край. Обзор СМИ о ситуации в Красноярском крае за 29 ноября 2002 (часть 2)

Механизм приобретения квартир в новостройках в нашей стране пока не отлажен. Отдать необходимое количество денег продавцу и начать спокойно жить в новой квартире, пожалуй, еще никому не удавалось. Прежде чем стать полноправным собственником квадратных метров, приходится преодолеть ряд испытаний.


"Арестованы шкафы и диваны".

("Городские новости", 29.11.02)

Служба судебных приставов арестовала имущество ОАО "Красноярскэ-нерго" на сумму 53 миллиона 600 тысяч рублей. Именно столько энергетики обязались выплатить ОАО "Разрез "Бородинский" по трехстороннему соглашению, заключенному между ними, администрацией края и ЗАО "СУЭК".

Первоначально деньги должны были выплачиваться по составленному графику вплоть до 20 декабря этого года. Однако руководители ОАО "Разрез "Бородинский" заключили договор с ОАО "Компания "Росуглесбыт", по которому уступают ему право долга энергетиков. Последние заявили, что не понимают, куда именно направлять деньги, и средства не перечислили. Это, в свою очередь, повлекло за собой арест имущества. "Красэнерго" обратилось в арбитражный суд с просьбой разобраться, кто же является правопреемником их долга. Между тем вчера опись имущества (машин, мебели, оргтехники) продолжалась.

"Встречное движение".

("Городские новости", 29.11.02, Лариса ШЕВЧУК)

Одно из солидных красноярских изданий недавно посетовало на то, что малому бизнесу в крае, и особенно в Красноярске, уделяется гипертрофированно много внимания. Дескать, развиваются только торговля, сфера услуг и транспорт, а надо бы предпринимателей, затеявших свое дело, направить в другие сферы - строительство, производственную инфраструктуру, то есть во что-то более трудоемкое и полезное. Что тут скажешь? Каждый волен иметь свою точку зрения. Но можно и поспорить.

Во-первых, внимания властей много не бывает, во-вторых, заставить или принудить бизнесмена-частника заняться правильной, в смысле общественно-полезной. деятельностью никто не вправе. На то он и предприниматель, чтобы самостоятельно определять наиболее выгодную сферу вложения личных денег. Зато у власти есть другой ресурс: она может создать такие условия, что инициативные люди сами захотят открыть бизнес в той или иной социально значимой сфере. И сейчас трудно не заметить, что внимание властей всех уровней к сфере малого бизнеса качественно изменилось. Если раньше при декларации развития и поддержки малого бизнеса интересы властей замыкались лишь на том, чтобы с предпринимателей "выжать" по максимуму (над этим, кстати, трудились и по сей день продолжают трудиться десятки ведомств - от санэпидстанции до пожарной охраны), то сейчас речь идет о реальной помощи. Например, о налоговых льготах, создании фондов финансовой поддержки, о возможности на приемлемых условиях брать кредиты и так далее.

Однако справедливости ради надо заметить, что пока еще именно "идет речь", а если что-нибудь и делается, то все получается как-то по-нашему, по-российски: до того хитро, что КПД от этого равняется нулю. Например, одной рукой ввели налоговые льготы для малого бизнеса, другой - приняли вторую часть Налогового кодекса и ряд законодательных актов о налогах и сборах, которые увеличили налоговое бремя субъектов предпринимательства в несколько раз. Ввели единый налог на вмененный доход, что в свое время позволило развернуть производство, вывести часть бизнеса из тени, но тут же ввели единый социальный налог, который свел на нет все послабления и плюсы. Приняли закон о "едином окне", который позволяет в пятидневный срок зарегистрировать предприятие через налоговую инспекцию, но не предусмотрели в последней увеличение штата, и люди должны теперь толочься в очередях. В общем, пока режим благоприятствования для предпринимательства остается лишь номинальным, хотя отрадно, что попытки со стороны государства облегчить предпринимательскую долю все же есть.

Существует и встречное движение: в недавнем письме предпринимателей центральных регионов России президенту Путину подчеркивается, что предприниматель-это труженик, который на свои личные средства открывает общественно полезный бизнес, а потому государство обязано пересмотреть морально-нравственные приоритеты в отношении предпринимателей, вкладывающих свои средства в экономику страны. В этом же послании президенту, кстати, подчеркивается, что о самой власти можно судить по уровню ее взаимодействия с бизнесом.

Трудно сказать, что имеют в виду в отношении собственных властей бизнесмены центральных регионов России, раз пишут письма президенту страны. Зато можно с уверенностью говорить о том, что красноярские власти отчетливо понимают значимость малого бизнеса для региона. И вряд ли забота администрации Красноярска в отношении предпринимателей гипертрофирована. Здесь проводится обоюдовыгодная политика: власть предоставляет малому бизнесу льготы, а он, в свою очередь, платит налоги в городской бюджет (малые предприятия - магазины, магазинчики, павильоны уже приносят в бюджет краевого центра больше трети всех налоговых поступлений), не забывая облагораживать прилегающую к офисам и торговым точкам территорию. По всей вероятности, в ближайшее время будет создан режим благоприятствования и на территории всего Красноярского края: новая команда краевой администрации в самом начале своей деятельности заявила о своем намерении поддерживать эту сферу экономики. Это показала и прошедшая недавно в Красноярске выставка-ярмарка "Предпринимательство Сибири. Договор-2002". В рамках "круглых столов" по самым разным направлениям состоялся диалог предпринимателей с представителями властей, налоговых и таможенных органов, финансовых структур и комитетов по лицензированию и сертификации, специалистами торгово-промышленной палаты, органов правопорядка и т. д. Такая интеграция с точки зрения государственных интересов позволит создавать и реализовывать совместные проекты. Например, участники "круглого стола" предложили создать в торгово-промышленной палате консультативную группу по взаимодействию предпринимателей с правоохранительными органами. Цель-обеспечение экономической безопасности. Еще один проект-создание на базе Красноярской ярмарки делового центра предпринимателей. И, что самое главное, на итоговой конференции было принято решение создать систему, когда сами предприниматели пробивают дорогу всем идеям, которые вырабатываются на выставке во время проведения "круглых столов". Кроме того, сами бизнесмены, защищая и отстаивая свои интересы, вышли с законодательной инициативой к краевым парламентариям. Иначе дальше разговоров дело не пойдет.

Участники выставки-ярмарки, которую, кстати, собираются сделать межрегиональной и ежегодной, приняли резолюцию, где изложили свои предложения. Чиновники краевой администрации и депутаты ЗС обещали самым тщательным образом ее рассмотреть и сделать все, что возможно. Начало встречному движению положено. Дело - за инициативой самих предпринимателей.

"Чьи интересы представляет Константин Штоббе?".

("Комсомольская правда - Красноярск", 29.11.02, Николай СУББОТИН)

Во второй половине ноября возникло противостояние между КГУП "Центр транспортной логистики" и ЗАО "Красопергруз". В качестве возмутителя спокойствия выступил директор названного КГУП и он же - заместитель генерального директора "Красонергруз" Константин Штоббе.

С чего бы ради г-н Штоббе вдруг решает выразить неудовольствие результатами транспортного обслуживания энергообъектов, других промышленных предприятий края со стороны закрытого акционерного общества "Красопергруз", заместителем директора которого сам же и является?

Претензии к "Красопергрузу" Константин Штоббе изложил в обращении к депутату Законодательного собрания края Игорю Исакову. В ЗАО, по версии автора послания, нерационально используется подвижной состав. Оценку Штоббе можно было бы понять, если бы дела в ЗАО действительно шли безнадежно плохо. Но это не так.

В действительности компания-оператор вагонов ЗАО "Красопергруз" - одна из лучших в России.

Без "Красопергруза" трудно было бы рассчитывать на ритмичность грузоперевозок, на стабильные тарифы - не выше тарифов МПС. Закрытое акционерное общество создано в 2000 году при содействии краевой администрации и ОАО "Востоксибпромтранс" с целью гарантированного обеспечения железнодорожным транспортом промышленных грузоперевозок. И в первую очередь - бесперебойной доставки топлива на объекты энергетики Красноярского края.

Для тех, кто не четко представляет предназначение компании-оператора: генеральный перевозчик на железнодорожном транспорте - МПС. Компании-операторы арендуют вагоны, используют пути, выполняют за счет грузоперевозок ряд экономических задач краевого значения.

Для эффективной работы компании-оператора немаловажным является уровень ее материально-технической оснащенности. Если он невысок, то платить приходится за каждую гайку. "Красопергруз" создавался не на пустом месте, а при помощи ОАО "Востоксибпромтранс", в котором решены многие вопросы организации ремонта подвижного состава, погрузочно-разгрузочных работ, диспетчерского контроля. "Центр транспортной логистики" передал на основе договора в аренду компании-оператору 166 вагонов из закупленных 326. А по договору надо было передать до 350. Но договор господином Штоббе не выполнен. 160 вагонов из закупленных 326 долго стояли или работали в коммерческих целях. Интересно, в каких? И вообще, насколько эффективно работает "Центр транспортной логистики"? Предназначение этой организации - стабилизация и увеличение грузооборота при перевозках в различных областях транспорта и содействие созданию инфраструктуры различных видов перевозок. Но содействовала она разве что образованию ЗАО "Красопергруз". Задуматься надо и об эффективности использования краевой собственности, находящейся на балансе "Центра транспортной логистики", в ведении которого находятся не только вагоны, которые сдаются в аренду, но и имущество целого предприятия промышленно-железнодорожного транспорта". У руля "Центра транспортной логистики" стоит приехавший в 2000 году в Красноярск и здесь обласканный столичный посланец Константин Штоббе.

Замечаний к его работе в должности руководителя и ЦТЛ, и "Красопергруза" немало. В том числе и по 87 вагонам, которые он решил в октябре передать частной компании, заключив с ней договор аж в июле. Вызывает недоумение: как это Штоббе в числе 87 вагонов переадресовывает 44 вагона, которые сам же передал ЗАО "Красопергруз", подписав соответствующий документ? Вот и стоит часть вагонов, усилиями Штоббе получившая сразу двух хозяев. Не сам ли Штоббе создал неразбериху и теперь бьет в колокола, призывая разобраться в инициированной им проблеме как исполнительную власть, так и депутатский корпус края? В Законодательном собрании создана рабочая группа, занимаются ситуацией и компетентные органы. Надеемся - разберутся с этими вагонами и противоречивыми действиями Штоббе. Но главное, чтобы за бортом не оказался основной вопрос - эффективность пользования краевой собственности.

Что касается пресловутых вагонов, то выяснилось: господин Штоббе передал их недавно образованной компании-оператору "Сибтранссервис". Какие цели преследует руководитель "Центра транспортной логистики"? Борьба с монополизмом? Но при отсутствии основательной материально-технической базы потребуются значительные средства для содержания вагонного парка. А это повлечет за собой повышение транспортных тарифов. Что это означает - объяснять не нужно. Штоббе, вероятно, не до конца постиг эту истину.

А может, другие проблемы определяют интересы Константина Штоббе? Скажем, соблазн использовать высвобожденный подвижной состав для перевозки леса или не менее выгодных грузопотоков?

Некоторое лукавство в аргументации Константина Штоббе прослеживается. В обращении он утверждает, что главная идея создания ЗАО "Красопергруз" состояла в "построении в крае стабильного транспортного бизнеса путем объединения ресурсов администрации и ОАО "Востоксибпромтранс". А что, позволительно спросить у автора, на сегодняшний день появились другие цели и задачи? Не означают ли они (по Штоббе) вхождение в новый виток "прихватизации"? Но будут ли при этом в выигрыше предприятия, партнеры "Красопергруза"? Большой вопрос.

"В поисках патриотического варианта ипотеки".

("Известия-Красноярск", 29.11.02, Дарья МАРЬЯЛОВА)

На этой неделе газета "Известия" провела "круглый стол" на очень актуальную тему - перспективы развития ипотеки в Красноярском крае. Жилищный вопрос сегодня один из самых острых. К тому же, не похоже, чтобы он как-то решался. Поэтому разговор, явно, назрел давно. На "круглом столе" присутствовали краевые, городские власти, представители финансовых структур - банков и страховых компаний - и президенты строительных ассоциаций. Это была первая встреча всех потенциальных участников схемы ипотечного кредитования. Дело, похоже, сдвинулось с мертвой точки. Во всяком случае, решено было 24 ноября 2002 года сделать точкой отсчета развития в Красноярском крае ипотеки. Газета "Известия" обязательно будет следить за дальнейшим развитием темы.

В Красноярске ипотека есть?..

Краевой закон об ипотеке наше Законодательное собрание приняло с двухлетним опозданием от закона федерального - в мае прошлого года. Этот закон является дополнением к Закону края о государственной помощи гражданам в приобретении жилья. Специально под эту программу был создан жилищный фонд строительства. Как заявлял тогда заместитель губернатора Красноярского края по строительству Валерий Суладзе: "В полной мере ипотека заработает уже с четвертого квартала 2001 года и особенно в 2002 году". Ныне Суладзе находится под следствием, обвиняемый в получении взятки в размере 800 тысяч долларов, ипотеки практически нет и продолжают расти цены на недвижимость. Однако, как выяснилось на "круглом столе", в каком-никаком варианте, но красноярцы могут сегодня приобрести жилье в кредит.

Анатолий ГРИГОРЕНКО, директор городского департамента строительства:

- В Красноярске, вопреки всем разговорам об отсутствии ипотеки, работает ипотечное кредитование. Но для узкой категории лиц - для бюджетных работников. Поэтому схему, которую предлагает городская администрация, нельзя назвать ипотекой в классическом ее варианте. Это только элементы ипотеки. Мы продаем в рассрочку, в кредит, жилье работникам бюджетной сферы. До пяти лет. "Живые" деньги на руки не даем. Мы даем квартиры, заключаем договор и работник обязан в течение пяти лет рассчитаться за жилье. При этом 50% за него платит городской бюджет. И случается, что мы даем человеку трехкомнатную квартиру. Он продает свою однокомнатную, рассчитывается с нами и у него на руках еще остается на мебель.

Несколько так называемых ипотечных схем предлагают и банки. Причем предложения такие стали в массовом порядке появляться в ноябре этого года. Так, например, "Яр-банк" совместно с несколькими строительными организациями добавляет до 75% до полной стоимости квартиры. Проценты, надо признать, низкие - от 3% до 15% годовых. Есть одно большое НО. Вернуть деньги надо в очень короткий срок. Получается, что это просто низкопроцентный кредит на приобретение жилья, так как ипотека предполагает срок выплат 10-20 лет.

Две недели назад банк "Менатэп СПб" подписал договор о намерениях с администрацией города. Пока схема существует только на бумаге, реально нет еще ни одного клиента. Впрочем, есть опасение, что их будет немного - взять кредит в валюте под 14% годовых может себе позволить далеко не каждый. Жилищные кредиты дает "Сбербанк" под 23% годовых. Однако и сами представители государственного банка признают, что это не ипотека.

Октябрина ЛАТЫПОВА, заместитель председателя Восточно-Сибирского Банка "Сбербанка" РФ:

- На жилье мы выдали кредитов примерно на 180 миллионов. Но все понимают, что это себе могут позволить только люди с высокими доходами. А ипотека задумана для людей со средним уровнем достатка и даже ниже среднего.

Так что, эти схемы только условно называется "ипотекой", на самом деле все должно происходить совсем не так.

Классическая модель ипотеки

Гражданин приходит в банк и сообщает о своем варианте покупки квартиры. Банк проверяет платежеспособность клиента. Затем заемщик платит 30 процентов стоимости квартиры, а остальные 70 процентов берет в кредит. Покупает квартиру, становится ее собственником и закладывает ее в банке. Банк, выдав определенное количество кредитов, формирует кредитный пул и, по сути дела, перезакладывает эти квартиры Федеральному агентству по ипотечному жилищному кредитованию - в России это реально существующая организация. С АИЖК заемщик и расплачивается за кредит. Агентству, естественно, нужны деньги для выкупа. Их он берет со свободного рынка, выпуская закладные, которые покупаются самыми разными инвесторами - частниками, страховыми компаниями, пенсионными фондами, банками и т.д. Гарантирует выплаты по облигациям правительство РФ, которое в этой схеме является самым слабым местом.

Классический вариант внедрить в России не получается, хотя попыток было много. Дело в несовершенстве нашего законодательства. Как раз не хватает проработанного закона об этих ценных бумагах. Кстати, даже если такой закон будет, это совершенно не означает, что система заработает.

Константин ФИЛИППОВ, генеральный директор страховой компании "Надежда":

- Страховая компания представлена в ипотечном законе в двух ипостасях. Первое - страхование сделки, второе - возможный инвестор, но опосредованный. Прямое инвестирование запрещено страховым законодательством. Через покупку ценных бумаг. Допустим, приняли закон, вы думаете, мы в очередь встанем за этими ценными бумагами? В общем, на данном этапе из классической ипотечной схемы АИЖК со своими ценными бумагами выпало. Усеченная схема такова: банк берег покупаемую квартиру в залог до момента полной выплаты кредита. И опять появляется "но".

Ирина АНТИПИНА, председатель Правления АКБ "ЕНИСЕЙ":

- Мы пережили трудную историю и банк "Енисей" на своей шкуре проверил эту схему. Заемщик отдает в залог "чистую квартиру", в которой никто не прописан (это обязательное условие залога). Затем он прописывается в ней сам, прописывает несовершеннолетних детей и родственников-инвалидов. После этого никакой суд не выселит его из этой квартиры и банк не может ее реализовать для возврата денег. Поэтому банки не хотят рисковать и оставаться один на один с заемщиком. Если бы власти выступали неким гарантом...

Анатолий ГРИГОРЕНКО, директор городского департамента строительства:

- Понятно, что банки готовы отдать сколько угодно денег, но под гарантию бюджета, а у бюджета есть другие проблемы - зарплату дать, с энергетиками рассчитаться. В ипотечной схеме власть должна заняться разработкой и внедрением нормативно-правовой базы, остальное пусть делают коммерческие банки. Механизм, который готов работать без администрации, а мы только организаторы. Почему мы говорим, что нет в России классической ипотеки? Потому что, в какой пример ни ткни - везде замешаны бюджетные деньги. А так быть не должно.

Где взять деньги?

Чаще всего региональные ипотечные программы реализуются местными властями, которые создают с этой целью муниципальные ипотечные фонды. Учредителями фондов обычно выступают администрации городов, муниципальные банки, страховые и строительные компании. Основной источник денег для этих фондов, действительно, бюджетные средства, хотя иногда в ипотечных программах участвуют и местные банки. Банкам это менее интересно - из-за длительного срока кредитования (иногда до 25 лет), гораздо выгоднее вложить средства в какую-нибудь торговую операцию со сроком оборота 90 дней и 100% прибыли, чем в ипотеку на неизвестный срок и с неизвестными последствиями. Встает вопрос так называемых "длинных" денег.

Ирина АНТИПИНА, председатель Правления АКБ "ЕНИСЕЙ":

- На сегодняшний день банки населению больше чем на год не доверяют. Давать большие кредиты на долгий срок может себе позволить разве что "Сбербанк". А у других банков сразу встает вопрос ликвидности - кредиты "длинные", деньги "короткие", и Центробанк это все четко отслеживает. Необходимо рассматривать вопрос по привлечению дополнительных "длинных" ресурсов.

Владимир ЛЯЧИН, зампредсе-дателя Правления банка "Кедр":

- Вот, например, что делал Рузвельт. Он впервые попытался разделить "длинные" и "короткие" деньги, и "длинные" тоже контролировать законами. Американский президент издал закон о том, что деньги, собранные банком на определенной территории, должны расходоваться на этой территории и вкладываться в ее развитие. Деньги в крае есть, но надо их поймать. Давайте удержим "короткие" деньги законом. Мы, банкиры, соберемся и напишем закон и представим его в Законодательное собрание. Если нужно будет утверждение Думы - к Зубову обратимся, он же, кстати, возглавляет Комитет по банковской деятельности.

Еще один возможный ресурс -стоимость жилья. Надо придумать механизм, который бы заставил строителей и реализаторов снизить цены. Есть мнение, что граждане и банки не хотят ввязываться в ипотеку потому, что цена квартир в Красноярске неоправданно высока.

Константин ФИЛИППОВ, генеральный директор страховой компании "Надежда":

- Все жилищное строительство у нас - криминализировано. В результате цена квадратного метра в Красноярске приближается к цене квадратного метра на окраине Парижа, хотя потребительские свойства и место расположения - сами понимаете, разные.

Фарвд ЖАМЛИХАНОВ, директор по экономике и финансам "Яр-банка":

- Четырнадцать тысяч рублей за один квадратный метр - это слишком. Это стопроцентная прибыль. Надо продавать по цене 10 тысяч за квадратный метр - 30% прибыли вполне хватит.

Еще один интересный вариант поиска денег и одновременного материального участия государства в схеме ипотечного кредитования предложил заместитель губернатора по промышленному и гражданскому строительству Николай ГЛУШКОВ:

- Нужны ресурсы, которых в бюджете нет. Понятно, что средства надо искать в другом месте, поэтому с надеждой смотрю на банкиров. Озвучиваю ту идею, которую я согласовал с губернатором и получил добро. Я могу использовать "незавершенку" как какой-то ресурс. Более 10 миллиардов рублей "заморожено" в объектах незавершенного строительства. Готовы отдать за 50% балансовой стоимости без переоценки. Открывайте кредитную линию. И застраховать будет за счет чего, и достроить, и пустить в оборот. А еще огромное количество денег осело на руках у населения: в матрасах, чулках и под подушками. По некоторым подсчетам, только в "кубышках" красноярцев хранится около 160 миллионов долларов. В Думе по рукам ходит законопроект о строительных сберегательных кассах. Его цель - собрать средства населения, но не обмануть, а обеспечить гарантии.

Анатолий ГРИГОРЕНКО, директор городского департамента строительства:

- Идея - под флаг администрации города эти деньги с населения собрать. Бюджет должен выступить гарантом. Государство прогарантирует и на восемь раз застрахует эти деньги - граждане принесут эти деньги в банки, кассы (неважно, как это будет называться), может быть, и их собственных денег хватит, чтобы развивать ипотеку.

Вывод - краю нужна уникальная ипотечная схема

Сначала собравшиеся за "круглым столом" пришли к выводу, что России не подойдет ипотечная схема, которая работает в западных странах: "У нас искаженный капитализм, значит, ипотека должна быть модернизирована". Второй вывод озвучил Николай ГЛУШКОВ, подведя своеобразный итог встречи:

- Для нас не подойдет ни самарский и ни московский опыт, а только наш, красноярский, давайте садиться и вместе его разрабатывать. А законодательную часть подвести под это можно всегда. Давайте с сегодняшнего дня, сегодня 24 ноября, сделаем так, чтобы ипотека начала развиваться в положительной динамике. Власти готовы участвовать. Кстати, заняться этим надо как можно быстрее. Московские строительные конторы, со своей отработанной ипотечной схемой, строят жилье во Владимирской области, в Астраханской. Поздравляю, они и к нам приехали уже. Они здесь зацепятся, отработают механизм. И деньги будут работать на тех, кто их вложил, то есть на москвичей. Для меня есть вариант: подписать соглашение со структурой московской и начать внедрять ипотеку по их методологии, по которой они по всей России работают. Второй путь - найти наш патриотический красноярский вариант внедрения ипотеки. Предлагаю пойти по второму пути.

Октябрина ЛАТЫПОВА, заместитель председателя Восточно-Сибирского Банка "Сбербанка" РФ:

- Есть еще одно предложение: взять лучшее из опыта других регионов. Я беседовала со специалистами других территорий на эту тему: как выходите из положения? На Таймыре, например, администрация берет на себя частичную выплату процентов по кредитам - это очень мощное хорошее подспорье для людей. Эту же роль могут выполнять предприятия, помогая в разумных пределах гасить процентные ставки своим сотрудникам.

"Депозитарий РОСБАНКа - надежность наивысшая".

("Известия-Красноярск", 29.11.02)

Депозитарий РОСБАНКа подвел итоги третьего квартала. Суммарная стоимость ценных бумаг, принятых на хранение и учет, превысила пять млрд. долларов США. Количество обслуживаемых в депозитарии юридических и физических лиц составило 969. Фондом развития финансовых исследований "Инфраструктурный Институт" составлен рейтинг надежности российских депозитариев, где депозитарию РОСБАНКа присвоен рейтинг - ААА - наивысшая категория надежности. Он также вошел в число самых крупных депозитариев и стал обладателем наивысшего коэффициента покрытия в группе депозитариев-банков с рыночной стоимостью хранимых ценных бумаг свыше 30 млрд. руб.

Продолжая развиваться активными темпами, депозитарий РОСБАНКа уделял особое внимание развитию системы комплексного обслуживания паевых инвестиционных фондов, включающей услуги специализированного депозитария, агента по выдаче, погашению и обмену инвестиционных паев, расчетно-кассовое обслуживание, брокерские услуги, а также услуги по ведению реестра владельцев инвестиционных паев, предоставляемые ЗАО "Национальная регистрационная компания". В сентябре 2002 г. специализированный депозитарий РОСБАНКа принял на обслуживание открытый паевой инвестиционный фонд "ЦЕРИХ Фонд Акций" под управлением Управляющей компании "Церих". РОСБАНК был зарегистрирован в качестве агента по выдаче, погашению и обмену инвестиционных паев, открытых паевых инвестиционных фондов "Фонд Облигаций", "Фонд Акций" и "Фонд Сбалансированный", находящихся под управлением ЗАО "ПИОГЛОБАЛ Эссет Менеджмент". Все это свидетельствует о высоком доверии, которым пользуется РОСБАНК у владельцев акций.

"Правительство РФ ищет гарантии для банковских вкладов".

("Известия-Красноярск", 29.11.02)

На этой неделе в московском пресс-центре компании "Интернет Медиа Ком" состоялась пресс-конференция на тему "Страхование банковских вкладов". На вопросы журналистов отвечали председатель Комитета ГД по кредитным организациям и финансовым рынкам Валерий Зубов и директор департамента банковского регулирования и надзора Алексей Симановский. Одним из основных был вопрос о принятии законопроекта "О страховании вкладов физических лиц в банках РФ". По словам Алексея Симановского, принятие этого законопроекта обеспечило бы полную гарантию сбережений рядовых вкладчиков за счет бюджета. В свою очередь, Валерий Зубов выразил несогласие с мнением, что бюджет справится с экономическим кризисом. По его словам, "лучшей гарантией банковских вкладов" является "экономический рост страны". В целом, закон, предусматривающий страхование вкладов физических лиц, "ориентирован на людей с небольшим достатком". Стопроцентная гарантия будет распространяться лишь на вклады суммой до 20 тыс. рублей. Как сообщил Зубов, этот закон не должен распространяться на коммерческие организации, а будет социально ориентирован.

"Куда Мисевра так спешит".

("Красноярский рабочий", 29.11.02)

Над "Красноярскэнерго" неожиданно снова сгущаются тучи, потому что ОАО "Разрез Бородинский" и ОАО "Компания Росуглесбыт", подконтрольные ЗАО "СУЭК" и МДМ-групп, в очередной раз предприняли попытку парализовать работу энергосистемы.

Как известно, еще четвертого ноября 2002 года было подписано трехстороннее соглашение между администрацией края, ЗАО "СУЭК" и ОАО "Красноярскэнерго". На основании этого соглашения 11 ноября был подписан график выплаты ОАО "Красноярскэнерго" 53,6 миллиона рублей - процентов за пользование "чужими деньгами" - по иску ОАО "Разрез Бородинский". Согласно этому графику ОАО "Красноярскэнерго" обязалось полностью выплатить эту сумму до 20 декабря 2002 года.

Первый платеж в адрес ОАО "Разрез Бородинский" в объеме 13 миллионов рублей ОАО "Красноярскэнерго" должно было произвести 26 ноября. Однако генеральный директор ОАО "Разрез Бородинский" Н. В. Гончаров направил официальное письмо в адрес ОАО "Красноярск-энерго", которым ставит в известность, что между ОАО "Разрез Бородинский" и ОАО "Компания Росуглесбыт" заключен договор о переуступке права требования долга ОАО "Красноярскэнерго" перед ОАО "Разрез Бородинский".

Ситуация стала еще запутанней, когда 26 ноября служба судебных приставов уведомила ОАО "Красноярскэнерго" об аресте имущества энергокомпании по иску ОАО "Разрез Бородинский". 27 ноября имущество "Красноярскэнерго" на сумму 53,6 миллиона рублей было арестовано.

Энергетики обратились в арбитражный суд Красноярского края с исковым заявлением о признании недействительным договора по переуступке прав требования между ОАО "Разрез Бородинский" и ОАО "Компания Росуглесбыт". До рассмотрения этого иска суд приостановил действие данного договора. Несмотря на это, угольщики настаивали на перечислении 26 ноября 13 миллионов рублей на счет ОАО "Компания Росуглесбыт". В данной ситуации ОАО "Красноярскэнерго" не может производить оплату ОАО "Компания Росуглесбыт", так как "Росуглесбыт" пока не является правопреемником ОАО "Разрез Бородинский". При этом по иску ОАО "Разрез Бородинский" имущество ОАО "Красноярскэнерго" уже арестовано.

"СУЭК "Байкал-уголь" скупает акции".

("Известия-Красноярск", 29.11.02)

Владелец акций краевых угольных разрезов СУЭК "Байкал-уголь" дополнит свой угольный бизнес теперь и предприятиями Республики Коми. СУЭК "Байкал-Уголь" и правительство Коми объявили о создании совместной компании - "Печоруголь". Местные власти получат в новой компании блокирующий пакет акций в обмен на принадлежащие им доли в "Воркугаугле" и "Интаугле". СУЭК "Байкал-уголь" достанется 75% акций "Печоругля". Свою долю инвестор оплатит денежными средствами, необходимыми для выкупа федеральных пакетов акций угольных предприятий. В пресс-релизе правительства Республики Коми говорится, что речь идет о сумме, превышающей 20 миллионов долларов.

"Монополист с человеческим лицом".

("Городские новости", 29.11.02)

В Красноярске снова появился сжиженный газ. С середины недели водители транспорта, работающего на этом топливе, могли уже спокойно приобретать его на заправочных станциях.

По факту отсутствия автомобильного газа Сибирское территориальное управление Министерства антимонопольной политики сейчас ведет официальное расследование. Какие-то выводы можно будет сделать после того, как определят поставщика, занимающего доминирующее положение в Красноярске. Но уже сегодня специалисты связывают нехватку газа с началом отопительного сезона в Китае и Западной Европе. Дело в том, что на экспорт он уходит по 250 долларов за тонну, в то время как в России - по 150 долларов. Это и толкает поставщиков переориентировать рынки сбыта. Однако на днях удалось достигнуть договоренности с РАО "Газпром". Крупнейший газовый монополист согласился выделить на наш регион стабильную квоту топлива. При этом повышения цены пока не предвидится - литр сжиженного газа по-прежнему будет стоить 4 рубля 90 копеек.